От визитницы до подводной лодки. Умелый гончар создает шедевры

Наиль Шабиев / Из личного архива

Мы восхищаемся, когда  из рук мастера на свет появляется творение искусства. Скажем, из куска обыкновенной глины гончар всего за несколько минут изготавливает керамический кораблик - визитницу или обычный заварной чайник. На фестивале мужских ремёсел, проходившем на  знаменитом острове Кижи, мастер из Олонца Роман Леонтьев собрал вокруг своего гончарного круга толпу желающих посмотреть на таинство ремесла. Самые смелые даже пытались  своими руками сделать нечто похожее на глиняную тарелку, но, увы - Получалось нечто бесформенное, лишь при сильном воображении напоминающее посуду.

   
   

Больше, чем искусство

До встречи с олонецким гончаром я и не предполагал, что керамику надо «смотреть» руками. В отличие от заводского поточного производства, это не только штучный товар, но и произведение декоративно-прикладного искусства. Хотя, по признанию Романа, он стремится к тому, чтобы его изделия прежде всего имели (как например в Швеции) утилитарное значение – использовались в быту.

«Глиняная посуда долго держит тепло или холод, - говорит Роман. – К тому же она сделана с душой, мастер не может работать в плохом настроении».

Леонтьев - настоящий фанат своего дела. Для него гончарное ремесло означает больше, чем искусство делать сувениры и предметы домашнего обихода. Керамика – способ сохранения национальной культуры.

Беседуя с Романом Викторовичем, бросаю невольный взгляд на его руки: движения выверены – ничего лишнего, пальцы тонко чувствуют глину. Словно читая мои мысли, Леонтьев поясняет, что глина для обжига может быть разных оттенков, главное – ее пластичность. Тогда после сушки изделия не деформируются, их не коробит. Качественную олонецкую глину искали почти три года, зато сейчас нет проблем.

Не прошло и десяти минут, как Роман Викторович взял  струну для срезания изделия с планшета. Начало будущему чайнику положено – туловище (или,  как говорят гончары, «туло») готово. Осталось только по сырой глине поставить на донышке свои инициалы  «LR», год создания и место, где изготовлено.

На двух огромных столах выставлены напоказ керамические шедевры. Кроме всевозможной посуды, это вазы, оригинальные сувениры, например, визитница в виде детского кораблика или бутыль, похожая на подводную лодку. Среди этого изобилия есть и этнографические копии старой гончарной посуды: масленок, кашник, роговатик.

   
   
Фото: Из личного архива/ Наиль Шабиев

По стопам отца

Роман Викторович во многом  повторяет путь Леонтьева – старшего, в свое время выбравшего художественное образование. Вначале у Виктора Сергеевича была учеба в  Петрозаводском педагогическом училище,  затем - университете имени А. И. Герцена в Ленинграде. В дальнейшем он загорелся идеей открытия своей художественной школы и более 35 лет был ее бессменным руководителем. Роман еще подростком  учился в местной «художке», с детства общался с известными художниками Карелии и Финляндии. В доме Леонтьевых часто бывали  Аркадий Морозов, Фолке Ниеминен, отец и сын  Суло и Олег Юнтунены. В университете молодой Леонтьев увлекся керамикой. Правда, студенты изучали больше скульптурную керамику. Дипломная работа  выпускника Леонтьева, конечно же, была связана с увлечением. Роман сделал керамическую скульптуру «Борьба за Сампо».

Такой вот поворот судьбы произошел в роду  Леонтьевых по отцовской линии, ведь и дед и прадед Романа были кузнецами. Несмотря на  то, что кузнечная династия Леонтьевых прервалась, в доме всегда были наковальня и горн.

Повтори себя в учениках

У Романа Викторовича, как и любого специалиста, есть свои особенности, например, он чаще всего применяет старинную технику  - чернение молоком, которое способствует влагонепроницаемости глиняной продукции и придает ей древний облик. Пользуется Леонтьев и дорогими майликовыми глазурями,  получаемые при этом блеск и  красочные переливы того стоят.

Я говорю детям, что если они хотят заниматься только керамикой, это будет достаточно сложно, обязательно надо рисовать.

Каждый мастер мечтает повторить себя в учениках. Вернувшись из северной столицы, Роман стал преподавать в родной художественной школе. Живых источников гончарного искусства в Карелии не сохранилось. Сам Роман учился тонкостям ремесла у вятских мастеров в деревне Алеховщина, а потом встретился с известным финским специалистом гончарного дела Ерки Стениусом.

«Дети приходят к нам после школы, - рассказывает Роман Викторович. -  Занимаемся с часу дня до 5-6 вечера. Мы рисуем эскизы, обсуждаем тему, смотрим образцы работ. Я говорю детям, что если они хотят заниматься только керамикой, это будет достаточно сложно, обязательно надо рисовать».

Некоторые его подмастерья уже сами стали мастерами, поступили в специальные и высшие учебные заведения, где обучаются декоративно-прикладному искусству.

Олонецкая художественная школа пережила  разные времена, в том числе  и неимоверно тяжелые 90-е. Сейчас здесь обучается 120 детей. После занятий в основной школе сюда приходят не только  ребята из города Олонца, но и  приезжают из ближайших поселений: Мегреги, Рыпушкалиц, Туксы, Ильинского. В среднем ежегодно 20-25 процентов выпускников художественной школы поступают учиться дальше по творческой специальности.

Смотрите также: