Известный в Карелии ведущий, продюсер и актер Леонид Прокофьев несколько лет назад сменил деятельность и стал педагогом. Ну что может преподавать творческий человек?! Конечно, актерское мастерство. Между тем Леонид провел не одну сотню мероприятий, корпоративов и торжеств. «АиФ-Карелия» он рассказал, как праздник может превратиться в рутину, почему важно уметь импровизировать и что за «вау-эффект» его накрыл в колледже культуры.
Новогодняя рутина
Марина Бедорфас «АиФ-Карелия»: Новый год. Для вас это праздник или уже больше работа?
Леонид Прокофьев: Давно этот праздник превратился в работу. Как только закончил актерский курс, стали поступать предложения о работе в качестве ведущего. Это возможность подзаработать. И я брал все подряд, потому что январь и февраль - пустые месяцы, а новый год - то время, когда можно заработать на месяц- два вперед. И, конечно, со временем это превратилось в праздничную рутину. Но я уверен, что из всего и везде можно и нужно уметь получать удовольствие. Сейчас у меня нет такого потока заказов, наоборот, я сократил их до минимума, и сделал это сознательно. Выбираю что-то интересное и необычное. Мне больше нравится работать на вечеринках и корпоративах не как просто ведущий, а в качестве режиссера. Это когда есть возможность что-то свое придумать. Публика разная, у всех свой вкус, запросы, и для каждого заказчика есть свой ведущий. Большинство вечеринок – это всем знакомые стандарты. Я стараюсь уходить от этого. В моей программе максимум два каких-то конкурса, большая часть – это живое интерактивное общение, импровизация. Хороший ведущий чувствует компанию и работает на ходу.
- В Петрозаводске немного ведущих, которые могут себе позволить импровизировать, да еще смешно и интересно. Что помогает в такой работе, откуда опыт?
- Очень помогает работа на радио в прямом эфире. Мне посчастливилось поработать в качестве радиоведущего, также есть небольшой телевизионный опыт. Это помогает в импровизации, в умении чувствовать компанию, вести живой разговор. Несмотря на уже наработанный опыт, могу точно сказать, что этим я сейчас не живу. Меня снова потянуло в театр.
- В какой театр потянуло?
- В театр как в вид искусства. Не в какой-то конкретный театр, коллектив, а именно как направление творческой деятельности. Кстати, далеко не все актеры вообще могут и любят и хотят работать ведущими мероприятий. Я тоже к этому не сразу пришел. Начинал с театра. 4 года после окончания курса я отслужил в театре. Постепенно стал получать предложения о проведении праздников, торжеств. Вот так и появился этот опыт.
Актерский кайф
- Чем сейчас занимаетесь? Как театр возвращается в жизнь?
- Три с половиной года назад я набрал театральный курс в колледже культуры в Петрозаводске. И меня так затянуло. Каждый день - театр, каждый день ты проживаешь во время репетиции новые роли, качества и ощущения. Конечно, я сначала учил студентов так, как учили меня. Но театр должен быть современным, живым, актуальным - в этом я убежден. И время нам диктует определенные акценты. Мне очень нравится режиссерская работа. Я даже подумывал, а не поступить ли на режиссерское отделение?! В процессе работы со студентами мне каждый день хочется что-то сыграть. И я в репетиционном пространстве играю. Это такой кайф!
- Режиссер -актер, это особый вид режиссеров? Часто актеры уходят за кадр?
- Нет, не часто актеры становятся режиссерами. Это особая школа. Как правило, это отдельные истории, и совсем отдельный разговор.
Творческая колея
- Ведущий, актер, шоумен, радио и телеведущий… Как теперь работается педагогом?
- Колледж принес в мою жизнь какой-то «вау-эффект». Я не думал, что будет так. Я каждый день со своим курсом проживаю целую жизнь. Происходит какое-то перевоплощение. Благодаря, кстати, своим связям наш студенческий театр стал социальным проектом, заметным в городе. Для молодых актеров – это новые знакомства, отзывы, впечатления, критика, контакты. Это большой плюс для них. Но есть и минусы в работе лично моей как преподавателя. Это бюрократия. Два ведомства над колледжем: Министерство культуры и Министерство образования республики. Это, конечно, неудобно и неправильно, с моей точки зрения. Выбивает из творческой колеи. Есть проблема в этом серьезная, с ней сталкиваются весь педсостав и администрации всех творческих учебных заведений страны. Двойное подчинение получается. Уйти бы под руководство одного ведомства и не мучиться никому.
А вообще, я отдаю себя своей группе в колледже и день, и ночь. Этот процесс какой-то без остановок. И я молодым актерам об этом говорю: вся жизнь крутится вокруг этой работы и обучения. Они уже сейчас должны понимать, что это за творческая жизнь. И, кстати, многие, кто не принимает такой образ жизни, отсеялись. Это как естественный отбор. Профессия актера – она же не для всех и каждого.
Мне очень нравится работать сейчас с моими коллегами – Славой Поляковым и Еленой Политанской. Нам удобно и приятно работать вместе в нашей студенческой группе. Мы тоже постоянно учимся друг у друга, взаимодействуем. Это люди, которые обладают прекрасным чувством юмора, умеют в тему и к месту пошутить. И мы ждем всегда реакции студентов на такой юмор. Ведь сохранить состояние самоиронии очень сложно. И у нас уже сложилась такая своя компания, где умеют смеяться. А вообще со всеми педагогами творческих специальностей чудесно-юморные отношения.
- Есть талантливые студенты?
- Да, потенциал есть. Многие, особенно мужчины актеры, могли бы попробовать себя после выпуска в театре. Тем более у нас дефицит мужчин на сцене. Но в провинции сложно удержать с таким уровнем зарплат актеров, семью содержать невозможно на эти деньги точно. Но сейчас есть целевые наборы в театральные ВУЗы Питера и Москвы. Поэтому актеры могут воспользоваться этой привилегией, а потом приехать работать в тот театр, где получили направление. И это возможность провинциальных театров заполучить новых актеров.
Театр нетеатральный
- Каким на ваш взгляд должен быть театр?
- Театр не должен быть театральным. Театр ради театра. Нет, он должен быть актуальным, современным, актеры должны быть в курсе происходящих событий вокруг нас, в том числе и в политике, интересоваться новостями. Я постоянно слежу за новостной лентой, это как привычка. Как я могу не знать, что происходит в мире в этот день?! Поэтому мне очень нравится то, что в Петрозаводске появилось такое явление как читки Олега Липовецкого. Мне удалось поработать в проекте с институтом Гете Санкт-Петербурга. Мы тоже устраивали читки немецких драматургов, переведенные на русский язык. Это очень важно. Сейчас в Европе на пике популярности подростковые пьесы. У нас это только-только начинается. И нужен какой-то новый поток, свежие идеи. Пора прекращать копаться в уже давно вырытой яме. Сейчас очень много интересного современного материала для театра. Это в столице ходят зрители на определенных актеров, в «свой» театр, на любимых режиссеров. У нас в провинции все немного не так. И мы можем это использовать как плюс. Я вообще очень рад и доволен тем, как все странно в моей жизни развивается: телевидение, ведущий, радио, кино, преподавание. Я не знаю, что бы было, если бы остался только в театре. Для меня этого просто мало.
- О кино. У вас уже были роли в разных фильмах, много проб. Это интересный опыт? Захватило кино?
- Мне бы очень хотелось, чтобы киноиндустрия развивалась и в Карелии. У нас могут рождаться алмазики свои. Карелия вполне может стать особой точкой на карте для киномотографистов. Мы так рядом с Москвой и Петербургом. И специалисты у нас есть.
Лично мне очень понравилось сниматься в кино. Я как-то быстро втянулся в это и понял, что такое кино и как его снимают. Но сейчас нет такого, что жить не могу - хочу сниматься только в фильмах. Театр перевешивает. У меня много своих идей по этому поводу и мечтаний.
- Радиошоу с вашим напарником Ромой Дымовым было очень популярно. Шоу закрыли. Может быть, вообще радио не нужно?!
Радиоточка
- Радио очень не хватает. Люди любят радио и хотят слышать на своей любимой волне не только музыку, новости и приветы, но и живое общение с ведущими. Да, мы с Романом год работали в прямом эфире на радио «Максимум». Я очень любил эту работу. Сейчас вот и радиошоу Румянцева и Окуневой закрыли на «Маяке». Очень жаль. У меня с детства было дома радио, родители постоянно слушали и я. Были любимые и узнаваемые программы, которые ждали по часам. Сейчас мы этого лишены.
Театральный воздух
- И все-таки, Леонид, актер или режиссер?
- Мне кажется, на сегодняшний день я больше режиссером хочу быть. Поступать в какой-то ВУЗ - нет, не планирую, возраст не тот. Но я давно и очень активно занимаюсь самообразованием. Посещаю разные лаборатории, мастер-классы, тренинги и семинары для режиссеров, много читаю. У нас очень много талантливых людей, которым есть что рассказать и показать, и они хотят этим делиться. Я уверен в том, что в театре должна быть постоянная смена режиссеров. Каждый новый художник – это новый опыт, новый подход, свежий воздух, новая работа. От этого театр становится интереснее. И мне кажется, что именно провинциальный театр должен задавать направления в творчестве, потому что у нас спектакли успешные идут год –два, их не смотрят десятилетиями, как в столичных. А значит, у нас должно быть больше идей и постоянная динамика. На одном из мастер-классов руководителя Норвежского национального театра спросили, как их театр работает, на чем основывается. Так вот, директор ответила, что главное – это сохранение национальной традиции и 75% в работе – это эксперимент. Это пробы постоянно чего-то нового. У нас же эксперимента 5-7% всего. Например, по гранту в Национальный театр Карелии приезжал режиссер и поставил «Валентинов день». Это для Карелии – эксперимент. На мой взгляд, это точно надо смотреть. И еще отмечу, что у нас сейчас очень крепкий и профессиональный Театр Кукол. И тоже для него большой плюс – возможность работать с именитыми режиссерами высокого уровня и, конечно, гастроли. Наши театры наконец-то стали выезжать. Фестивали, конкурсы, поездки – это необходимая и неотъемлемая часть жизни для развития театра. Это театральный воздух.