В середине августа Сергей Соловьёв стал первым заместителем министра культуры республики. В интервью «АиФ» он рассказал, как отказался делать заказные передачи на телевидении, что вредит репутации карельских фестивалей, а также поделился зарубежным опытом администрирования культуры.
Чернуху делать не буду
Антон Соловьёв, «АиФ Карелия»: Сергей Иванович, вы учились в Ленинграде, а потом оказались в Петрозаводске. Провинция вас не разочаровала? Тогда, в прошлом?
Сергей Соловьёв: А она и не могла разочаровть. Потому что я сам из провинции – родился в Мурманской области, а потом – после университета – поехал туда по распределению. Почему вообще попал в культуру? С детства занимался самодеятельностью. И в театральный кружок ходил, и в составе агитбригады был, и в конкурсах стихов участие принимал – тогда всё это было очень популярно. Поэтому когда встал выбор профессии, мне всё было ясно. Хотя в восьмом классе родители предприняли попытку отправить меня в училище в Москву. Учиться на краснодеревщика. Но я поехал в Ленинград.
- Поступать в институт культуры?
- Да. Там сложилась смешная ситуация. Я решил остаться на подготовительные курсы. Потому что мальчик из деревни приехал. Но на подготовительные курсы я отходил только полмесяца, а потом плюнул на это дело и стал ходить по театрам, по выставкам и по музеям. Подумал: не поступлю – так ещё и не увижу ничего. Но поступил. На факультет культпросветработы, отделение «Режиссура массовых праздников и театрализованных концертов». Учились вместе с солистом поп-рок-группы «Форум» Сергеем Рогожиным.
- А известные учителя были?
- Борис Петров, заведующий нашей кафедрой. Он режиссёр открытия и закрытия олимпийских игр в Москве.
Но на подготовительные курсы я отходил только полмесяца, а потом плюнул на это дело и стал ходить по театрам, по выставкам и по музеям. Подумал: не поступлю – так ещё и не увижу ничего. Но поступил.
- В Мурманскую область по распределению попали?
- Да, я ведь оттуда. Был директором централизованной клубной системы, но потом стало тесновато и мелковато. Поэтому вместе с женой – мы в Ленинграде в одной группе учились – решили переехать в Петрозаводск. Оказалось, меня ждут в Центре народного творчества. Стал работать методистом, а ещё организовывать и режиссировать массовые мероприятия. Фестивали в Шолтозеро, праздники в Киндасово, хоровые фестивали, праздники частушек. Но через год снова захотелось перемен, и я решил попробовать себя в телевидении. «Ника» и ГТРК работали уже давно, а вот на «Петронете» толком ничего не было. Сначала сделали собственную службу новостей, потом авторский проект – программу «Телелоцман», затем начали выходить информационно-аналитические программы. Проработал 13 лет.
- Почему ушли?
- Пришёл новый директор, который начал требовать поливать грязью людей и делать заказные сюжеты. Я сказал, что я этого делать не буду. Реакции не последовало, и я уволился. Вместе со мной уволился весь редакционный коллектив.
Чехарда с мэрами
- Потом стали заведовать культурой Петрозаводска?
- Да. Поначалу опасался. Всё-таки больше чиновничья работа, которой я никогда не занимался. Но ничего.
- И с какими проблемами пришлось столкнуться?
- Зависимость от мэров. Они приходят и уходят, а праздники и фестивали должны оставаться. Ведь на приобретение репутации нужно время. К сожалению, мэры это не всегда понимают и иногда настаивают на ликвидации того или иного фестиваля. Так было с «Гипербореей». Два года мы не проводили фестиваль и в результате интерес публики упал.
- Вы всю жизнь занимались культмассовыми мероприятиями, а в министерстве культуры у вас будет та же специфика работы?
В частности да, но в целом всё-таки нет. Ведь городские власти по большей части поддерживают самодеятельные коллективы, а региональные – коллективы профессиональные. Театры, ансамбли, концертные организации. Филармонию.
- Что в последнее время меняется в работе министерства культуры?
- Прежде всего изменения связаны с национальным проектом «Культура». Он состоит из трёх направлений: «Культурная среда», «Творческие люди» и «Цифровая культура». В рамках первого направления можно добиться развития материальной базы учреждений культуры. Ремонт, реконструкция, строительство. К примеру, в городе музыкальным и творческим коллективам негде проводить репетиции, а в рамках «Культурной среды» проблему отсутствия репетиционных помещений можно будет решить. Надеюсь.
Одна из проблем - зависимость от мэров. Они приходят и уходят, а праздники и фестивали должны оставаться. Ведь на приобретение репутации нужно время. К сожалению, мэры это не всегда понимают и иногда настаивают на ликвидации того или иного фестиваля. Так было с «Гипербореей».
- Проблемы в кадрах нет? В театрах, в консерватории, в музыкальных ансамблях?
- Я не вижу такой проблемы. Правда, сложнее всего с кадрам для Национального и Музыкального театров. В первом случае из-за языка, во втором – в Петрозаводске не готовят артистов балета. У консерватории было несколько курсов, но результат оставляет желать лучшего. Поэтому актёры в основном приезжают из других регионов. В прошлом году Республика Карелия и ВГИК подписали соглашение, по которому его студенты приезжали и давали несколько спектаклей. Один из выпускников даже остался жить в Петрозаводске и играть в Национальном театре.
- А бизнес к культурной жизни можно привлекать?
- Можно, но очень сложно. Ни одного случая меценатства я не припомню. Вот раньше – лет семь назад – бизнес был щедрее. Оплачивал даже звёзд. Сегодня в лучшем случае помогут небольшую сцену установить. Я уже не говорю о поддержке творческих и культурных проектов, не массовых мероприятий.
- Ну а сами учреждения культуры и искусства в состоянии средства привлекать?
- Теперь – да. И театры, и музей стали писать заявки на гранты и – главное – получать одобрение от грантодателей. Конечно, поначалу было непросто, но потом схему раскусили и даже азарт появился.
А как у них?
- В последнее время в большом количестве появляются этнокультурные центры. Вам не кажется, что в нашем регионе национальным культурам уделяется слишком много внимания? В ущерб культуре российской?
- Нет. Может быть, нам так кажется, но на самом деле это не так. Почему заметна именно национальная культура? Потому что на федеральном уровне оказывают значительную поддержку. К тому же приграничный регион. У нас ежегодно проходят российско-финляндский и российско-норвежский культурные форумы. Но я не сказал бы, что это в ущерб российской культуре. К тому же многие проекты не национальные совершенно, они просто международные.
- А как поддерживают культуру в той же Финляндии?
- У них организовано всё иначе. Помню, как приехал первый раз в Савонлинну посмотреть, как проходит фестиваль снежных и ледовых скульптур. Спрашиваю у начальника отдела культуры: а какую поддержку вы оказываете? Отвечают: никакую. Фестиваль организовывает отдельная дирекция на коммерческой основе, а его проведение в конечном счёте оплачивают посетители. Вход – 12 евро. Общественные организации – тоже сами по себе. Поют, танцуют, но государство никак не помогает.
- Что ещё интересного увидели за рубежом?
- Много чего. К примеру, приехала делегация из Петрозаводска, скажем, в музей «Кареликум» в Йоэнсуу – всем предлагается купить билеты и отдельно внести плату за гардероб. А как у нас? А у нас мы скажем: «Михаил Леонидович Гольденберг (директор Национального музея Карелии – прим.ред.), покажи нашим гостям музей». А он ответит: «Конечно покажу».