В 2020 году Петрозаводск стал столицей российского дизайна – в городе проходит фестиваль с одноимённым названием. В интервью «АиФ» председатель Союза дизайнеров Карелии Егор Пермяков рассказал, какую пользу принесёт городу новый титул, каких дизайнерских решений не хватает городу и почему не стоит бояться амбициозных проектов.
В сухом остатке
Антон Соловьев, «АиФ Карелия»: Егор, что останется от фестиваля для города?
Егор Пермяков: В первую очередь мы популяризуем дизайн как таковой. И не только дизайн, но заодно архитектуру и искусство. Потому что дизайн выступает в роли площадки, на которой могут вести диалог власти, бизнес и общественность. Он позволяет консолидировать силы и понять, каким путём идти дальше. Во-вторых, в городе проходит конкурс светотехнического дизайна. Есть предварительная договорённость о том, что петрозаводская администрация сможет изготовить и установить в Петрозаводске световые конструкции, которые окажутся лучшими. В-третьих, мы организуем конкурс на лучший бренд города. В рамках конкурсного отбора мы рассмотрим не только представленные конкурсантами логотипы Петрозаводска, но и предложения по городской навигации и придомовым знакам.
– Но световые конструкции, логотипы и навигация – ещё не всё?
– То есть над проектами работают, а деньги?
– Мы закладываем финансирование, так как хорошие специалисты не станут принимать участие в конкурсах, если не будет призового фонда. Нас поддерживает ряд бизнесменов, они готовы вложить средства в материалы. Но вообще, финансирования нашего фестиваля нет. Мы держимся за счёт собственных средств и стипендий Союза дизайнеров России.
Дизайн – это политика
– Почему дизайн городской среды важен?
– Как выглядит Петрозаводск с точки зрения дизайнера?
– Проблема заключается в том, что в Петрозаводске нет эстетического органа власти. Нет ни главного художника, ни главного архитектора. Но даже того и другого недостаточно. Во многих городах России – к примеру, в Смоленске – есть целые отделы по дизайну городской среды. То есть несколько дизайнеров, архитекторов, художников работают в штате над проектированием парков или отбором рекламы. Городские власти не могут расплатиться с частниками, значит, они должны взять профессионалов в штат. Создать государственный проектный отдел. Тем более что такой отдел был и в советское время, и в 2000-х годах. Потому что всё, что касается города, – государево дело. У нас же сложилась ситуация, когда дизайнеры, художники и архитекторы работают по отдельности. А в идеале они должны работать в команде.
Смело, но тщательно
– В июне стелу «Город воинской славы» решили установить на Аллее городов-побратимов, примыкающей к площади Кирова. Вы предлагали место на набережной, почему?
– Да, идея установки стелы на набережной – как бы в продолжении проспекта Ленина – возникла у тогдашнего министра спорта Александра Воронова, который и предложил мне разработать проект. Я загорелся, потому что стела – тот случай, когда нужно найти интересное решение. К примеру, в Грозном стелу поставили в самом примечательном месте города, причём увеличив в размерах в три раза. Люди не боятся амбициозных решений, у нас же есть какой-то страх. Ни общественность, ни власти не готовы сделать смелый шаг. Все мы часто бываем в Европе, но осуществить грандиозный проект мы боимся. Страх – точно не то, чем стоит руководствоваться. Стела на воде – оригинально и неповторимо. Не спрятать где-нибудь в парке или на площади, а вынести на видное место. Кто сказал, что набережная обязательно должна быть линейной? Тем более что вертикаль в начале проспекта Ленина была бы очень гармонична.
– Насчёт смелых решений. Петербургский бизнесмен предлагает построить в Петрозаводске ветку надземного метро протяжённостью десять километров.
– Любая амбициозная идея интересна. Я за радикальные эксперименты и предложения. Но, скажем, в Европе такие вопросы нахрапом не решают. Недавно мы работали с датчанами, так вот они лет пять только анализировали и проводили предпроектную работу. А предпроектная работа должна быть действительно очень серьёзной, но мы часто на такой работе экономим. Поэтому надо собирать группу специалистов и общественности и анализировать. Что такое городской рельсовый транспорт? Элемент развития. Поэтому проект надземного метро интересен как минимум.
– А вот насчёт новых микрорайонов – они вам нравятся?
– Я понимаю, что многие из них – бюджетное строительство. А поэтому вряд ли возможны привлекательные в архитектурном отношении здания. Но минимально эстетичным жильё должно быть. Мне нравится, когда дизайнеры и архитекторы экспериментируют с цветом. Микрорайон может находиться на окраине, но выглядеть цветасто и жизнерадостно. Тем более что на севере дефицит цвета. Ясно, что строительство должно приносить прибыль, но хотелось бы, чтобы строительные компании создавали нечто грандиозное. Должны быть объекты, которые могут придать городу престиж.
Смотрите также:
- Острая проблема: Петрозаводск сотрясают конфликты из-за застройки →
- В поисках места. Где поставить стелу «Город воинской славы» →
- Третье место с конца. Эксперты уценили карельскую столицу →