В ПетрГУ завершились сборы программистов. Они прошли в университете в тридцать шестой раз. В качестве тренера в сборах принял участие двукратный чемпион мира по программированию и один из разработчиков социальной сети «ВКонтакте» и Telegram Андрей Лопатин. В интервью «АиФ» он рассказал, что будет с интернетом дальше и почему запреты дают обратный эффект.
Запрещено запрещать
Антон Соловьев, «АиФ-Карелия»: Андрей, интернет станет другим в обозримом будущем? С точки зрения обычного человека.
Андрей Лопатин: Хороший вопрос. Да, технологии за 20 лет распространения интернета сильно изменились, но с точки зрения пользователя не поменялось почти ничего. Как были странички и поисковики, так и остались. Конечно, сейчас всё работает быстрее и смотрится красивее, но выглядит всё примерно так же.
- А если посмотреть на технологическую сторону вопроса?
- К примеру, в последнее время получают развитие технологии, при которых данные перестают быть сосредоточены в специальных местах хранения - мощных компьютерах. При новом устройстве интернета информация распределяется по независимым и не связанным между собой компьютерам. В некотором смысле у данных исчезает место хранения, а, скажем, при ликвидации одного из узлов такой системы информация не уничтожается.
- А зачем это?
- Для надёжности. Если в случае пока что существующей системы недоброжелателям для уничтожения информации есть куда бить, то в случае приходящей на смену модели – нет.
- И интернет отключить тоже не получится?
- Не получится. Даже Telegram не смогли. Попытались, но оказалось, сделать этого нельзя. При правильной игре обеих сторон выигрывает распространение информации. Таков математический закон. Те, кто пытается заблокировать и запретить, не понимают, как устроен мир. Давайте примем закон, отменяющий силу тяготения. Сила тяготения от такого закона никуда не исчезнет. Точно так же обстоит дело с распространением информации. Его можно остановить только одним образом – полностью отключить интернет.
- Разве у тех, кто блокирует и запрещает, плохие специалисты?
- Но в таком случае почему вы против запретов?
- Понимаете, к ограничениям быстро адаптируются преступники, а положительные инициативы от запретов всё-таки страдают.
- Но почему бы Павлу Дурову было не поделиться данными Telegram, которые от него требовали спецслужбы?
- Очень сложный вопрос. Однозначно я не могу судить. Мне кажется, в попытке запретить Telegram в России скрыто больше, чем мы видим. Совершенно непонятно, зачем Telegram предоставлять данные. Ведь разработчики понимают, что заблокировать его невозможно.
- Но ведь его используют террористы?
- Они найдут другой способ коммуникации.
Во вред и во благо
- А социальные сети. Они что, ещё глубже проникнут в нашу жизнь?
- В XX веке широко обсуждался вопрос об ответственности создателей ядерного оружия за своё детище. Создатели социальных сетей такого вопроса не ставят?
- Ответственность лежит на тех, кто использует ядерное оружие или социальные сети. То и другое можно использовать как на благо, так и во вред. А с точки зрения изобретателей никогда не стоит отказываться от изобретения. Можно лишь попытаться рассказать, как использовать его правильно.
- За поведение в интернете должна быть ответственность, как и за поведение в жизни? Скажем, за распространение недостоверной информации.
- А как можно отличить недостоверную информацию от настоящей? Сложный вопрос, но его точно нельзя решить административными методами. Может ли запрет на дезинформацию пресечь её распространение? Трудно сказать. Нужно хорошее научное исследование. К тому же нужны мощные технические средства для отсечения ложной информации от достоверной.
- Но социальная сеть «Фейсбук» уже не раз заявляла о начале борьбы с фальшивыми новостями.
- Интересно было бы на это посмотреть. Но всё равно. Распространение фальшивой информации начнёт просто принимать другие формы.
Не третий мир
- Почему вы не уехали за рубеж?
- У меня здесь много дел. Я могу здесь принести пользу. Зачем мне уезжать?
- Но 30-50% победителей олимпиад по программированию уезжают.
- Уже больше.
- Почему у нас сильные программисты?
- Потому что сильная математическая школа. Если программист не ремесленник, а изобретатель, то нужна хорошая математическая подготовка. К слову, с развитием нейронных сетей (компьютерных программ, способных к обучению и накоплению опыта. – прим. ред.) ремесленное программирование может уйти на откуп автоматическим системам и останется только программирование, требующее хороших знаний математики. К примеру, сегодня многое строится на теории вероятности и случайных процессов.
- Россию называют страной третьего мира, но в то же время наши программисты занимают передовые позиции в области высоких технологий. Нет ли здесь противоречия?
- Действительно, Россия одна из немногих стран, у которой есть собственная поисковая система, собственная социальная сеть, собственный почтовый сервис, и все они – мощные. Практически весь мир живёт на американских системах, а у нас есть свои. Это немало. Сейчас, кроме США, никто не может этим похвастаться. Поэтому называть Россию страной третьего мира было бы неверно.
Смотрите также:
- Любить себя - естественно. Самодостаточные люди умеют быть счастливыми →
- Мусульмане Карелии. На карте появляются не только православные храмы →
- Отдам еду. С чем «едят» загадочный фудшеринг →