В начале сентября в отечественный кинопрокат вышла драма «У самого Белого моря» Александра Зачиняева – актёра, сценариста и режиссёра из Петрозаводска. В интервью «АиФ» он рассказал, связана ли география его рождения с фильмографией, почему аудиовизуальное решение картины обманчиво и как Карен Шахназаров принял участие в создании фильма.
Своё по форме, чужое по содержанию
Антон Соловьёв, «АиФ – Карелия»: Александр, почему Белое море?
Александр Зачиняев: Картина задумывалась как аскетичная по характеру – мало актёров, герои малословны и скупы в проявлении эмоций. Остров же в море обозначает удалённость от материка. Поэтому и Север, и Белое море.
- С первых минут картины возникает ощущение, что смотришь разом «Дурака» Юрия Быкова и «Левиафан» Андрея Звягинцева. Ощущение не ошибочное?
- Я не стремился на кого-то быть похожим, но мне нравятся картины Быкова и ранние картины Звягинцева – «Возвращение» и «Изгнание», но с фильма «Елена» его истории стали уже политическими. Первые же картины более человечные – как только они вышли, они произвели на меня сильное впечатление. Поэтому при создании своей картины – подспудно, внутренне – это просто всплыло. Параллели могут быть, но они не специальные – я не пытался быть похожим, но и не пытался уходить от совпадений, когда они возникали. Потому что всё равно всё раньше было и все истории рассказаны. Поэтому любая картина отдаленно напоминает другую – невозможно создать нечто уникальное настолько, чтобы оно не было ни на что не похоже.
- А вот слова, которые произносит герой Дмитрия Куличкова на пирсе, – «Прогнило всё» и «Бежать некуда», они двусмысленны или тоже ошибка восприятия?
- Нет, ничего подобного в картину я не закладывал. Это история про людей – не о политике. Если у человека возникают такого рода ассоциации, то таково его восприятие. По поводу «Бежать некуда» – да, но второй смысл – побег от самого себя. И герой Куличкова говорит «Бежать некуда», потому что от самого себя не убежать. Он это и самому себе говорит. А по поводу «Прогнило всё» произошла смешная история. Мы должны были снимать на другом объекте, но по ряду причин этого не случилось и мы нашли этот разрушенный мост – мост сгнивший. И я в ночь перед сменой просто переписал текст под него. Поэтому большого глубинного смысла во фразе – в плане человеческой души или политических моментов – нет.
Техника кинопроизводства
- Можно ли говорить об истории героя Дмитрия Куличкова, что это история греха и искупления?
- Да. В сценарии более чётко была прописана концовка, но продюсерский состав решил немного изменить финал.
- Но он всё равно доводит фильм до завершенного художественного высказывания и производит сильное впечатление. Почему, по-вашему, Карен Шахназаров решил выступить художественным руководителем картины?
- Ему принесли мой сценарий, он его прочёл и, образно говоря, сказал: «История про людей, а не про уродов» (перефразировка названия известного фильма Алексея Балабанова «Про уродов и людей» – прим. ред.). Предложил доработать, и я доработал – под его редактурой. Не сильной, надо сказать. Он достаточно лояльно относится к творческим вещам – не душит. Четвёртый вариант он принял окончательно, после чего дал возможность картину снять.
- Вы актёр – вам не говорят, вот и играйте, а не снимайте?
- Помимо Щукинского училища, я закончил ВГИК. В Щукинском я закончил актёрский факультет, во ВГИКе – режиссёрский. Поэтому номинально у меня есть право снимать кино, хотя эти границы сейчас размыты. Сейчас кто угодно, у кого есть деньги – даже небольшие, может взять в аренду технику, написать историю и пойти её снять. Он может даже не быть актёром или режиссёром. Тут скорее другое работает.
- Что?
- Когда приходят артисты на пробы или уже на площадку, возникает вопрос: как ты с ними работаешь, что ты говоришь и чувствуют ли они в тебе режиссёра? Чувствуют ли потенциал? И вменяемый ли ты в принципе со своим опытом? Но в нашем случае всё сложилось, потому что у нас были хорошие взаимоотношения – все друг друга понимали. С одной стороны, актёрское образование – плюс. Потому что мы с актёрами на птичьем языке разговариваем. Но, с другой стороны, и минус. Часто актёры, которые идут в режиссуру, начинают показывать – натягивать на человека с другой психофизикой свою психофизику. Это не очень верно. У меня поначалу такое было – потом, надеюсь, получилось от этого избавиться. Поэтому в результате я больше объясняю, нежели показываю.