Чего не хватает Петрозаводску для безопасного передвижения на велосипеде, зачем пересаживаться на двухколесный транспорт и почему больше не будет велопарадов, «АиФ» узнал у руководителя движения «Velove» Анастасии Неровной.
КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ
Яна Козьмина, «АиФ-Карелия»: Настя, как появилась идея провести первый велопарад в Петрозаводске?
Анастасия Неровная: В 2012 году был какой-то бум велосипедного движения, стояло очень теплое лето. В июле мы встретились со старым другом Алексеем Еникеевым, он и предложил провести праздник для велосипедистов - Veloday. Я, помню, удивилась: кто вообще эти люди? Кто по нашему городу ездит на велосипедах? Тогда же, в 2012 году, состоялся первый велопарад в Москве - мы одновременно выступили в России с этой темой.
- Получается, сначала состоялся Veloday, а уже после появилось велодвижение «Velove»?
- Все верно! Мы планировали сделать один праздник, но людям очень понравилось, и мы решили провести велоквест, в организации следующего велодня нас поддержал ПетрГУ. Через год мы познакомились с организаторами велопарада в Москве. А в 2014 осознали, что к велосипеду нужно относиться не как к спортивному объекту, а как к транспорту.
За это время мы провели 13 велопарадов, участвовали в зимней «Гиперборее», устраивали квесты, акции «На работу на велосипеде», «День донора на велосипеде», «Открытые улицы». У нас очень показательный город - участников много, а еще больше велосипедистов ездят сами по себе. По велодвижению в России мы - в лидерах!
- Велопарады проходят не только в Петрозаводске, но и по всей Карелии?
- Да, велопарады проходят с разной регулярностью в Олонце, Сортавала, Кеми, Пудоже, Питкяранте, Медвежьегорске, Беломорске, Лоухах. Они все организуют сами, мы только помогаем с реквизитом. Велосипед - это то транспортное средство, которое спасает жителей районов республики. Для людей это реальный транспорт, его даже не надо было популяризировать.
- Чего не хватает Петрозаводску, чтобы горожанам было комфортно передвигаться на велосипеде?
- Самое главное - безопасность. В прошлом году меня сбила машина, теперь я боюсь выезжать на дорогу. Вопрос безопасности решается количеством велосипедистов, которые выезжают на улицу. Если брать статистику по Европе, чем больше велопоездок, тем меньше ДТП, тем безопасней не только велосипедистам, но и пешеходам.
Нашему городу нужна сеть велодорожек - чтобы велосипедист мог безопасно добраться из пункта А в пункт Б. Мы разработали ее еще в 2013 году, но нам сказали, что средств нет. А проблема с парковками решилась сразу: предприниматели, видя, что все больше людей пересаживается на велосипед, рядом со своими магазинами и кафе стали устанавливать велопарковки.
С БЕЛКОЙ В КОРЗИНЕ
- Тебя часто можно встретить с домашним питомцем в корзине велосипеда - твоя собака Белка любит велопрогулки? Удобно ли ездить в такой компании?
- Белка очень любит велик, особенно ей нравится, как на нее реагируют люди: у прохожих сразу поднимается настроение. А почему бы и нет? Кошки, собаки вполне могут вас сопровождать в поездках - и рядом, и в корзине. К нам на велопарад даже с удавом приезжали!
- Продолжая тему комфорта: ты ездишь на велосипеде в юбке и даже на каблуках. Как реагируют прохожие?
- Для нас было важно показать, что велосипед - это удобно: не нужна специальная одежда, просто садишься и едешь. На дорогу на каблуках я не выезжаю - передвигаюсь только по тротуарам и велодорожкам, давлю на педаль передней частью стопы и спокойно еду. Год на меня смотрели изумленными глазами, сейчас уже привыкли, а самое приятное - теперь я часто вижу девушек на каблуках и в платьях. В туфлях гораздо удобней ездить, чем ходить, и это подтверждают все велоледи России.
- Наверняка также изумленно на тебя смотрели, когда ты в 2016 году на велоконгрессе в Москве пообещала ездить на велосипеде круглый год. Продолжаешь ездить зимой?
- Тогда это было очень тяжело: случался ураганный ветер, штормовая погода, но в целом я справилась. А теперь меняю летнюю резину на зимнюю с шипами и с удовольствием езжу. И я не одна такая! В Петрозаводске и в минус 27 можно встретить людей на велосипедах.
- Назови три причины, почему пересесть с машины на велосипед будет правильным решением?
- Велосипед - это быстро. Важно понять, что мы не против автомобилей, но если вы совершаете поездки в городе на расстояния до 5 километров - на велосипеде будет быстрее, и не нужно долго искать место для парковки.
- Велосипед - это экономично. Ездить на нем дешевле, чем ходить: обувь не изнашивается. За 7-10 тысяч рублей можно купить хороший отечественный велосипед.
- Велосипед - транспорт долгожителей. Доказано, что регулярные поездки на велосипеде продлевают жизнь на 5-10 лет.
ГИБДД ПРОТИВ
- 20 мая вы провели очередной велопарад. Сейчас к организаторам массовых мероприятий предъявляют серьезные требования. Как проходила подготовка?
- Два месяца каждую неделю мы встречались с различными ведомствами для того, чтобы решить вопросы ограждений, рамок с металлодетекторами, большегрузов, сотрудников для охраны территории.
Такого сопротивления велопараду, как сейчас, я никогда не встречала. Мы действовали по отработанной схеме: сначала пошли в ГИБДД и согласовали маршрут. Обычно дальше все идет как по маслу, но не в этот раз.
Нам прислали официальный ответ, в котором было сказано, что ГИБДД - против парада. Мы отправились на совещание в правительство. Нам очень помог замминистра спорта Максим Антипов. Он сказал, что велопарад нужен городу. Пришлось изменить маршрут, но дальше - больше: мы должны были самостоятельно найти 22 большегруза для перекрытия прилегающих улиц! Мы написали письма во все строительные организации города, в мэрию, МЧС - нам все отказали. В итоге, благодаря отзывчивым предпринимателям, мы нашли машины.
Дальше мы нарисовали план, посчитали, сколько нужно рамок с металлодетекторами, ограждений. Обратились в мэрию, но там нам сказали, что рамок у них нет. Те, что стояли в школах на выборах, принадлежат какой-то московской компании. Мы сами нашли ограждения, а с рамками помогло Минспорта.
- Есть силы продолжать?
- К сожалению, это был наш последний велопарад. До этого года мы думали, что главная сложность - в финансах, но это не так. Мне не хочется еще раз переживать весь этот стресс. Как только я увижу, что в нашей системе что-то меняется, появится возможность менять город, делая его удобным для людей, я - в теме, но сейчас таких условий нет.