На вечер памяти выдающегося карельского педагога-новатора Исаака Самойловича Фрадкова этим летом в большом зале Национального музея Петрозаводска собрались его бывшие ученики и коллеги. Символично, что 90-летие легендарного директора, имя которого носит 9-ая петрозаводская школа, прошло в Национальном музее. Ведь то, что удалось педагогу Фрадкову в деле образования, - и есть национальное достояние.
«Наш «дирек»
Он, бывший фронтовик-офицер, возглавил обычную среднюю школу в 1956 году, в 29 лет. В первом же приказе запретил учителям удалять учеников с урока, оскорблять их и принимать подношения. От школьников требовалось одно: учиться на совесть.
С 1960 по 1968 годы наша «девятка», выпускница которой и автор этих строк, стала школой старшего звена. И называлась политехнической с производственным обучением. В школе одновременно учились пять одиннадцатых классов, восемь десятых, и ещё больше девятых.
Фрадков встречал нас в вестибюле школы. Наш «дирек» - так называли его между собой некоторые школьные острословы. Довольно полный человек среднего роста, с крупной головой, украшенной аккуратной бородкой и усами, спокойно стоял, заложив руки за спину, на небольшом возвышении перед первым лестничным маршем, отвечал на приветствия каждому. По его лицу и глазам можно было прочитать только то, что нам полагалось знать: все в порядке, продолжаем трудиться... И еще не пришло время понять, что с Фрадковым нам выпал счастливый билет. Может быть, только наши родители это чувствовали, почему и устроили нас под занавес получения среднего образования именно в эту школу. Детско-родительское сообщество Фрадков включил в активное управление школой. Впервые в республике. Это здорово работало на школьную атмосферу, делало её по-семейному теплой, неформальной, доверительной.
Наша школа уже тогда, в начале семидесятых, стала прообразом будущих колледжей. Введено производственное обучение. В расписании - не только уроки, но и дни практик по профилю класса. То есть, вместе с аттестатом о среднем образовании по окончании школы мы получаем свидетельства о профессиях: кто - токаря, кто - печатника, кто - медсестры, швеи. Но элитой и гордостью «девятки» были классы математиков-программистов, лаборантов - физиков и химиков. Умники и умницы проходили практику в университетских аудиториях, осваивали ЭВМ. В эти классы ввели отбор. Больше на северо-западе таких школ не было. В стране - единицы.
НЕ «КОМНАТЫ С КАРТИНКАМИ»
Сегодня почти все новации Фрадкова используются в российских школах. Скажем, кабинетная система, которую в шестидесятые придумал наш директор, - уже давно не новость. Но дело в качестве. «Мы создали настоящие учебные кабинеты, а не комнаты с картинками, которые теперь называют кабинетами!» - говорил Фрадков. Суть в том, что сама среда, обстановка фрадковских учебных кабинетов позволяла действовать самим: исследовать, экспериментировать, использовать оборудование на практике.
Или возьмём важную часть нового образовательного стандарта - профильное обучение. Фрадков и это делал впервые. И высокое качество его новации не вызывало сомнений. То, что вместе с аттестатами мы получили свидетельства о квалификации в профессии, значило немало: каждый из нас, при желании, мог сразу, без проволочек, устроиться на работу туда, где проходил производственную практику: в типографию, в швейную мастерскую, на завод. А выпускники математических классов, как правило, блестяще сдавали экзамены в лучшие технические вузы страны.
Задолго до того, как «девятка» стала школой старшего звена, один из пятых классов Фрадков полностью сформировал из второгодников. «Некоторым исполнилось уже 14-15 лет, и они были грозой в своих районах … Что вытворял класс первое время - неописуемо», - вспоминал Исаак Самойлович. Он бросил на этот класс самых опытных учителей. Результат превзошел ожидания: выпускные экзамены за 8-й класс по русскому языку и математике «трудные» сдали лучше многих.
Идея школьных активистов создать Молодежный боевой отряд тоже не повисла в воздухе. Появившись, МБО скоро стал знаменитым в городе. Отряд следил за порядком в школе и окрестностях, на праздничных вечерах. Состоял МБО из 30 спортивных юношей старших классов. Городская милиция деятельность отряда поддерживала и одобряла. Командир МБО, Игорь Юнаш, впоследствии стал министром внутренних дел Карелии.
Фрадков давал детям возможность проявлять себя и готов был нести за это ответственность.
Главное - атмосфера
Когда в 68-м году приказом гороно в «девятке» ликвидировали школу старшего звена, Фрадков «переформатировал» своё детище в школу с углубленным изучением иностранных языков. А через год и это начинание новатора отдали в другую школу. Из стен «девятки» Фрадков ушел, однако продолжал оставаться, как он выразился, «в учительском строю». Преподавал на кафедре педагогики Петрозаводского университета, создал первый в Карелии УПК (учебно-производственный комбинат), открыл городской Центр профориентации детей и подростков, затем - очно-заочную Школу-клуб для одаренных детей и подростков… В 97-м Фрадкова наградили дипломом и поощрительным грантом Российской Академии образования за создание проекта региональной (карельской) школы с дифференцированным обучением … Но воплотить его не успел. Вскоре после того, как в 1998 году Исаака Самойловича Фрадкова, посвятившего педагогике 55 лет, не стало, Петрозаводской общеобразовательной школе N 9 присвоено его имя. Конечно, - по настойчивой инициативе его единомышленников. Хотя ясно, что Школа Фрадкова - это не просто знакомое здание в центре города, не стены под прочной крышей, не учебные кабинеты … Школа Фрадкова - это, прежде всего, особенная атмосфера: труда, творчества и доверия, созданная настоящим Учителем.