В одном из лицеев Петрозаводска был проведён опрос среди учеников шестого класса на предмет нервно-психической устойчивости. Многие вопросы теста всерьёз озадачили родителей и специалистов – ведь рассчитаны они были явно не на одиннадцати-двенадцатилетних школьников.
Человек обречённый
«Иногда мне в голову приходят такие мысли, что лучше о них никому не рассказывать», «Теперь мне трудно надеяться на то, что я чего-нибудь добьюсь в жизни», «Я был бы довольно спокоен, если бы у кого-нибудь из моей семьи были неприятности», «С моим рассудком творится что-то неладное», «Думаю, что я человек обреченный», «Часто мне хочется умереть» – с такими утверждениями было предложено согласиться или не согласиться ученикам шестого класса. Родители узнали о проведённом анкетировании случайно – один из шестиклассников не успел ответить на все 84 вопроса и принёс опросник домой.
По мнению педагога с тридцатилетним стажем и депутата Петросовета Галины Васильевой, вопросы теста были сформулированы так, что могли подтолкнуть подростка к размышлению на темы, к которым в одиннадцати-двенадцатилетнем возрасте он ещё не готов. И не только размышлению, но и к поиску информации. Тем более что заполнение анкеты требует времени, а значит, волей-неволей у заполняющего опросник школяра отложатся в памяти те или иные утверждения.
«Если ребёнок задумается, то дело может дойти до суицида, – говорит Галина Васильева. – Потому что после ответов на вопросы анкеты он будет об этом думать».
Психологическое самочувствие и суицидальные наклонности современных подростков – широко обсуждаемая в наши дни тема. Поэтому то и другое вполне могло стать предметом интереса школьного психолога. Однако в любом случае вопросы анкеты должны были быть адаптированы к возрасту шестиклассников, а не взяты в слегка изменённом варианте из анкеты для взрослых.
Справедливости ради
Как пояснил в ответе на запрос «АиФ» министр образования республики Роман Голубев, ведомство не проводило тестирования школьников. В министерстве установили, что анкетирование было проведено в лицее №13 среди учеников 6А класса. Проводила его педагог-психолог С. А. Алексейчук. Тест был модифицирован, но не адаптирован к возрастной группе шестиклассников.
Теперь министерство образования организовало служебную проверку. В ведомстве намерены установить, насколько действия школьного психолога были правомерны.
«Предполагается установить целевые установки опроса обучающихся, методическое обоснование применяемого теста, степень осведомлённости родителей, – отметил Роман Голубев. – Администрацией образовательной организации принято решение о приглашении родителей (законных представителей) обучающихся 6 «а» класса на встречу в части урегулирования данного вопроса и ознакомления с результатами служебной проверки».
Справедливости ради стоит сказать, что каждый раз педагоги спрашивать разрешения родителей на проведение тестирования школьников не обязаны. Как пояснил министр, согласие родителей учеников лицея №13 даётся один раз – при поступлении. Задача таких тестов – успешная адаптация и помощь в семейном воспитании. И на то в лицее есть должностная инструкция педагога-психолога.