Нынешний учебный год станет в школах годом апробации новых образовательных стандартов. Они станут более гибкими и адаптивными, а акцент сместится в сторону воспитания. Однако родители опасаются, что благими намерениями новаторов от образования будет вымощена дорога в цифровой ад.
Ориентация на местности
Вопросу новых образовательных стандартов был посвящен общественно-педагогический форум, который традиционно проходит в преддверии нового учебного года при широком участии Карельского института развития образования. Радикальных изменений пока что не предвидится, однако приоритеты школы все-таки скорректируют.
«Согласно национальному проекту «Образование», генеральная цель – конкурентоспособность России и попадание в десятку стран с наивысшим качеством образования, – поясняет ректор Карельского института развития образования Ольга Дьячкова. – Теперь такая цель – только один из показателей, а первоочередной задачей стало воспитание подрастающего поколения на основе отечественных духовно-нравственных ценностей. Одно время был перекос в сторону академичности - акцент делался на обучении, а на воспитании внимание не заострялось. Но мир меняется, информационные и политические вызовы становятся ощутимой угрозой. Поэтому чтобы человек в новой реальности мог сделать правильный выбор и отличить добро от зла, стандарты были пересмотрены. Кроме того, пандемия обнажила серьезный пробел в подготовке школьников, а именно отсутствие самостоятельности. Родителям и педагогам пришлось столкнуться с проблемой лицом к лицу».
1 сентября. Первоклашки и выпускники вышли на линейки
Отличительная особенность новых стандартов – ориентация на ученика. Учебная программа теперь может быть адаптирована под каждого школьника. Правда, ожидать мгновенных изменений вряд ли стоит – в предстоящем году учителя начнут только испытывать и корректировать программы, по которым они работают. Обязательными новшества станут в следующем году.
«Обновленные стандарты теперь содержат конкретные результаты освоения образовательных программ, а также допускают сокращение срока освоения материала в рамках индивидуального учебного плана, – рассказывает старший методист Карельского института развития образования Людмила Черемисина. – Кроме того, у родителей часто возникает вопрос, какой предмет к чему относится. Так вот, теперь в стандартах прописаны предметные области. К примеру, есть предметная область «История», к которой отнесены и всеобщая, и отечественная, и зарубежная история. Так же и с математикой. Второй иностранный язык теперь необязателен, но родители и школа вправе сделать его обязательным при наличии условий. Часть предметов теперь изучается на базовом и углубленном уровне. Для детей с ограниченными возможностями здоровья возможны корректировки и вариация предметов. Например, для слабослышащих музыка может быть исключена. При необходимости срок освоения дисциплины по адаптивным программам может быть увеличен. Также каждый ученик должен быть обеспечен авторизированным доступом в школьную электронную систему, которая содержит задания и результаты промежуточной аттестации.
Искусственный вместо натурального
А вот вопрос электронных систем как раз таки и вызывает наибольшее беспокойство родителей. Они недоумевают, почему ноутбуки с планшетами и интерактивные доски с электронными дневниками превратили в фетиш, а учителя стараются все больше задвинуть на задний план.
«Дети продолжат учиться по интерактивным доскам и с использованием видеоуроков, а роль учителя все больше отходит на второй план, – констатирует мама двоих детей и член общественного движения Союз родителей Карелии Екатерина Горр. – Прошедший форум назывался общественно-педагогическим, но общество было представлено ассоциацией с сомнительной репутацией и зарубежным финансированием (Национальная родительская ассоциация – прим. ред). Родители как таковые на форуме представлены не были. Я уже не говорю о том, что мнение тех родителей, которые не согласны с концепцией цифровой образовательной среды, намеренно не замечается. А таковых немало. Тех, кто по-прежнему за ведущую роль учителя в обучении и ведущую роль традиций в воспитании. Учить должен не искусственный интеллект, а интеллект человека. И не должно быть так называемых индивидуальных траекторий развития, при насаждении которых детей начинают делить на дураков и умных».
Разумеется, все это появилось не сейчас, а внедряется в школах на протяжении уже нескольких лет.
«Еще шесть лет назад, когда мой ребенок пошел в первый класс, я заметила неладное, причем уже через месяц после начала учебы, – вспоминает Екатерина Горр. – Стала смотреть учебники и увидела – материал выстроен и подан так, чтобы отбить охоту к учебе. К примеру, в пособии по математике – одни задания без примеров решения, а в учебнике по литературе младшеклассника «обучает» литературе страшная летучая мышь. Дети жалуются, что болит голова и болят глаза, а материал с интерактивных досок не усваивается. Те учителя, которые саботируют интерактивные доски, директоры школ всячески досаждают».
Пожалуйста, авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарийВойти
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.