Бурное обсуждение передачи Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге Русской Православной Церкви вновь вызвало интерес к взаимоотношениям общества и церкви. Тем более что чуть севернее города на Неве, в Ладожском озере расположен заповедный Валаам, история которого в последние несколько лет - это не только хроника возрождения монастырской обители, но и история конфликта между желанием государства восстановить историческую справедливость и житейскими стремлениями светского населения острова.
Ушли и вернулись
Монастырь на Валааме, по церковному преданию, был основан в еще в 10-м веке двумя пришедшими «из восточных стран» иноками – Сергием и Германом. К концу 19-го века монастырь стал одним из самых известных в стране, здесь жили, трудились и молились сотни монахов, трудников и паломников. После Октябрьской революции остров оказался в составе независимой Финляндии, и монастырь существовал здесь вплоть до 1940-го года, когда по итогам Зимней войны архипелаг вошел в состав Советского Союза. Монахи с острова уехали вместе с отступающими финскими войсками (кстати, в соседней стране они основали монастырь «Новый Валаам»), а советская власть начала думать, что делать с опустевшим островом. Сначала в бывших монастырских скитах располагались военные, потом здесь начали базироваться рыболовецкие артели. Благодатный климат острова привел к созданию на Валааме дома-интерната для инвалидов, а историческая и культурная ценность Валаама выразилась в создании в 1979-м году государственного музея, ставшего своего рода градообразующим предприятием архипелага и начавшего реставрацию памятников. С этого момента Валаам начал превращаться и в популярный туристический объект. Здесь создалась уникальная атмосфера – на острове постоянно или временно жили известные ленинградские и карельские реставраторы, художники, писатели. В последние годы существования советской власти монастырь начал возрождаться. 18 сентября 1989 года Совет министров Карелии решил «передать в пользование» Ленинградской епархии собор с внутренним каре и ближайшие скиты, кроме Воскресенского и Гефсиманского». С этого момента начался процесс восстановления исторической справедливости – храмы и часовни, иные монастырские помещения, некогда существовавшие на Валааме и в годы советской власти отданные под жилые и хозяйственные объекты, по мере восстановления и реставрации передавали монастырю. Любопытно, что первыми вернуться на остров пригласили монахов именно местные жители, и первоначально миряне и духовенство мирно уживались на заповедном острове. Однако по мере роста числа братии и все более увеличивающегося потока паломников начали возникать и первые конфликты. Сосуществовать на одном острове монахам с их строгим уставом и правилами и обычным светским жителям оказалось нелегко.
С острова – на материк
К концу 90-х стало понятно, что столь двусмысленная ситуация далее продолжаться не может, и государство явно сделало свой выбор: Валаам должен был вновь стать исключительно монастырским. Как с горечью шутят местные жители – история развивалась как в сказке «была у зайца изба лубяная, а у лисы – ледяная».
«Когда в 1984-м году я приехала на Валаам на практику, то раз и навсегда отдала свое сердце этому острову. Атмосфера была удивительная – красивейшая природа, памятники истории и культуры, интересные люди. Собственно говоря, и возвращение на остров монахов, начало возрождения монастыря не были каким-то негативным событием. Среди них очень много настоящих молитвенников, очень светлых людей. Просто в какой-то момент стало понятно, что остров возвращается церкви, и мирянам, видимо, надо уезжать. Не все с этим согласились, - вспоминает Ксения Румянцева, дочь актера Иммануила Виторгана, до последнего времени работавшая директором Дома культуры на Валааме. - С 2001 года на материке, в городе Сортавала, началось строительство жилых домов для переселенцев с острова. Формально, с точки зрения законодательства, Валаам входит в состав Сортавальского городского поселения. И потому переселение с заповедного острова в районный центр на бумаге было всего лишь перемещением из одного городского микрорайона в соседний. На деле же жизнь большинства переселенцев менялась самым кардинальным образом. Рушились жизненные планы, перспективы и даже бизнес – многие валаамцы неплохо зарабатывали на туристах. Первыми на материк выехали пожилые люди, которых привлекала возможность получить благоустроенное жилье за счет государства, следом потянулись и семьи, которые не видели для своих детей перспектив на будущем острове-монастыре. Но не все уезжали добровольно. С начала 2000-х годов и вплоть до дня сегодняшнего идут почти бесконечные судебные тяжбы: миряне или пытаются доказать, что имеют право оставаться на острове, или требуют более благоприятных условий для переезда. Первые проиграли почти все свои иски, вторые иногда добиваются своего».
Последняя волна
«По нашим подсчетам, было три волны расселения, и для переселенцев было построено в Сортавала 5 новых домов. Когда только начиналось переселение, речь шла почти о тысяче жителей Валаама. Так или иначе, но с большинством удалось найти компромисс. Сейчас на острове осталось жить около 50 человек, и лишь малая часть из них категорически не желает переезжать», - рассказывает мэр Сортавала Сергей Крупин.
Впрочем, с новыми домами, которые предоставляли переселенцам с Валаама, тоже не всё гладко. К примеру, людей переселили в дом, расположенный на улице под красноречивым названием Фанерный тупик. Мало того, что здание было перестроено из заброшенной конторы бывшего мясокомбината, которое пустовало несколько лет, так оно еще и оказалось, по словам новых жильцов, заражено грибком. Впрочем, проведенная госэкспертиза, с которой люди, разумеется, не согласны, этому подтверждение не нашла. В любом случае, дом расположен вдалеке от основной части города, до ближайшего магазина отсюда пара километров. Отопление – электричество, от городских сетей. Неудивительно, что часть будущих жильцов отказалась переезжать. Теперь с острова их выселяют по суду.
«Я всю жизнь прожил на Валааме, здесь родилась жена, у меня разбит огромный сад, и как я могу его бросить и уехать? А ухаживать я за ним как буду, как мне преодолевать 40 километров водного пространства?» - объясняет местный депутат Сергей Григорьев мотивы своего нежелания куда-то переезжать с острова.
По его словам, абсолютно против отъезда с Валаама только несколько человек, 2-3 семьи.
Что делать власти?
Вместе с тем решения надо принимать весьма оперативно – весной прошлого года в результате пожара частично сгорело здание «Зимней» гостиницы на Валааме, где проживали многие миряне. Люди остались без постоянного жилья. Тот же Сергей Григорьев сейчас снимает квартиру в Сортавала, на съемном жилье живут и другие погорельцы. Власти Сортавала, которым приходится выслушивать в свой адрес немало критики за то, что они приняли в эксплуатацию тот самый дом, которым так недовольны люди, сейчас намерены переименовать Фанерный тупик в Лазурную улицу, но понятно, что только сменой названия проблему не решить. Необходимо построить еще как минимум один жилой дом, который мог бы принять вчерашних островитян.
«Государство приняло решение восстановить историческую справедливость и вернуть Валаам Русской Православной Церкви. Сейчас нужно строить очередной жилой дом, куда смогут переселиться десятки валаамцев. Мэрия города Сортавала при поддержке главы Карелии Александра Худилайнена готова предоставить земельные участки для этого проекта – расчищенные, уже с инженерными коммуникациями. Сейчас многое зависит от позиции монастыря, от готовности профинансировать это строительство, со стороны же администрации города и правительства республики можно обещать полную поддержку начинанию. Не наше поколение управленцев начинало эту длительную и тяжелую историю переселения с Валаама, не мы принимали все стратегические решения, но в наших силах добиться того, чтобы её финал был, по крайней мере, достойным», - считает мэр Сортавала Сергей Крупин.
Не все жители Валаама, измученные судебными тяжбами и битвой за свое будущее, конечно, верят в благие намерения чиновников. Потому и у правительства Карелии, и у администрации Сортавала есть прекрасная возможность доказать, что слова с делом в данном случае не разойдутся.
Мнение главы Карелии Александра Худилайнена:
«Феномен Валаама создавался столетиями. В обустройство архипелага вложен труд десятков поколений наших предков – монахов, послушников, «трудников», паломников, которые и превратили скалистый остров в Ладожском озере в настоящий духовный центр страны. К сожалению, бурные события истории начала и середины 20-го века привели к тому, что монастырь был уничтожен, а монахи изгнаны с острова. Восстановлением исторической справедливости, искуплением вины государства перед церковью и памятью наших предков и стало решение о возрождении Валаамской обители. Однако при этом государство было обязано позаботиться и о светском населении Валаама. Была разработана специальная программа переселения, в рамках которой большинство жителей острова смогли переселиться в благоустроенные квартиры на материке. Конечно, некоторая часть людей, по разным причинам, была против переселения – и их тоже по-человечески можно понять. Но на данный момент по большинству спорных ситуаций удалось найти компромисс, в каких-то тяжбах точку поставил суд. Мы со своей стороны намерены добиваться того, чтобы расселение, которое идет уже без малого четверть века, завершилось в ближайшее время, но при этом, конечно же, мы будем учитывать мнение и разумные требования переселенцев».