Примерное время чтения: 7 минут
4253

9 Мая. Зачем помнить и о чем переживать

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 18-19. «АиФ-Карелия» №18-19 08/05/2019

Наша страна отмечает 74-ю годовщину победы в Великой Отечественной войне. Историк Герман Чумаков рассказал, почему 9 Мая стал поистине всенародным праздником, какое значение День Победы имеет в наши дни и зачем помнить события, казалось бы, давно минувших дней.

Преодолеть раскол

Антон Соловьёв, «АиФ – Карелия»: Герман Владимирович, как вы оцениваете политику памяти, которую проводит наше государство?

Фото: Из личного архива

Герман Чумаков: Однозначного ответа у меня нет. С одной стороны, есть политика, проводимая органами власти, которая нацелена на сохранение памяти о Великой Отечественной войне. С другой стороны, есть память народная. И в последние лет десять память народа и проводимая государством политика памяти стали сближаться. Вероятно, наше руководство стало яснее осознавать, что для сохранения единства и устойчивости общества нужны объединяющие начала. Которых сегодня, к сожалению, не так уж и много.

- Вы говорите, последние лет десять. А раньше?

- К сожалению, после распада Советского Союза наше общество оказалось расколотым по разным признакам и вопросам. Политическим, социальным, культурным. Это во-первых. А во-вторых, девяностые годы были провальными в том числе и в вопросе памяти о войне. Тогда распространяли такой взгляд на войну: мол, она прошла, осталась в истории. К чему помнить и о чём переживать?

- Говорят, дескать, что общего может быть у бедных с богатыми.

- Говорят, но мы видим, что память о войне объединяет людей и разных возрастов, и разной социальной, и разной конфессиональной принадлежности. Тому подтверждение – «Бессмертный полк».

- Опять-таки говорят, что людей вынуждают выходить на улицы.

- Понимаете, никакими административными мерами вывести столько народу на улицы было бы невозможно. Есть и другой довод в пользу того, что День Победы стал по-настоящему общим для всех праздником. Праздников в нашей стране всегда было много. К примеру, День независимости России, 12 июня. Народ спокойно – я бы даже сказал, равнодушно – реагирует на этот праздник. Казалось бы, сколько времени прошло, но не прижился. А вот 9 Мая никого равнодушным не оставляет.

Почему и зачем

- Почему?

- Не только потому, что за победу в войне мы заплатили огромную цену. По официальной статистике, 27 миллионов человеческих жизней. Не только. Здесь есть ещё один очень важный момент. Наши предшественники, жившие в то время, почувствовали, что судьба страны зависит от них. Находится в их руках. В руках не только руководства, но и рядовых граждан. Несмотря на кровь и ужас войны. Парадокс. С одной стороны, смерть и кровь, а с другой стороны, люди ощутили, что они не пешки и не винтики. Это чувство возникло тогда, и вот уже 74 года оно продолжает жить. Вот посмотрите. Участников Великой Отечественной войны осталось совсем немного. К примеру, в прошлом году умер последний ветеран, который был партизаном на Карельском фронте. А дети, внуки и правнуки всё равно выходят. И не по разнарядке.

- И тогда ещё вопрос: зачем?

- Затем, что народ без исторической памяти обречён на исчезновение. Без памяти он перестаёт быть народом. И чем он будет отличаться от других народов?

- То есть победа в войне стала событием, которое легло в основу нашей государственности и национального самосознания? Как Великая французская революция у французов и война за независимость у американцев.

- Можно и так сказать. Ведь в новейшей истории победа в Великой Отечественной войне, безусловно, самое главное событие. Потому что оно обеспечило дальнейшее существование нашего государства. Вот и всё. Не было бы победы, не было бы государства.

Без политики не обошлось

- Но широко отмечать 9 Мая начали только в 1965 году.

- Поясню на примере из своей жизни. Мой отец – кадровый военный, он служил в Германии. Там я родился, и там мы прожили около десяти лет. Отец служил в той дивизии, которая в апреле-мае 1945 года штурмовала Рейхстаг. Поэтому в 1965 году, когда День Победы стали отмечать широко, к нам приехали Егоров и Кантария, водрузившие Знамя Победы над Рейхстагом. Они выступали, принимали участие в параде и в торжествах. И я хорошо помню, как тот день восприняли люди. И простые люди, и сорока-сорокапятилетние военные, которые все прошли войну, и солдаты-срочники, представлявшие первое послевоенное поколение. Все были воодушевлены.

- Некоторые, кстати, апеллируют к тому двадцатилетнему периоду, когда 9 Мая не отмечали столь широко. Мол, фронтовики как раз таки праздновать не хотели.

- Я видел, что фронтовики восприняли возрождение праздника на ура. Наконец-то, говорили они, нас вспомнили и нас признали. И я скажу сейчас не очень модные слова, но большая заслуга в возрождении праздника принадлежала Леониду Брежневу. Фронтовику, который воевал честно, несколько раз был ранен и мог погибнуть. Который на своей шкуре испытал войну. Но кто говорит, что вспоминать не надо?

- Наши современники.

- Вот именно. Те, кто сами войны не видели и не чувствовали. Да, у старшего поколения была присказка «Лишь бы не было войны», но отмечать-то они всегда отмечали. И помнили. Все мои дяди воевали, все мужчины воевали. И они помнили. Отмечать не значит радоваться, а значит помнить. Недаром в песне поётся: «Праздник со слезами на глазах». Я не судья и не хочу быть судьёй тем, кто сейчас заявляет, что ветераны не хотят вспоминать войну. Мол, жестокое время и жестокие события. Пусть это останется на совести таких людей. Я думаю, и у них в семьях, в памяти их родителей, бабушек и дедушек война сохранялась. Но в силу политических и иных соображений – здесь уже политика наслаивается – они высказывают такую точку зрения. Бог им судья, а мы-то о себе должны помнить.

- Вы работаете со студентами. Как молодое поколение воспринимает праздник?

- Понимаете, даже в девяностые – годы безвременья и распада – студенческая молодёжь продолжала интересоваться военной историей. Интуитивно понимая, что победой в войне, своими дедами и прадедами мы можем гордиться. Что касается нашего времени, то студенты с большим интересом пишут работы и принимают участие в конференциях по военной истории. А ведь участие в конференциях – дело добровольное. И, знаете, выбирают для изучения военные события, которые разворачивались здесь, в Карелии. К примеру, бои за Гирвас в июле 1941 года или истребительные батальоны в оборонительных боях в 1941 году. Всё наше. А могли бы брать абстрактные темы. И это вселяет оптимизм. Есть в нас здоровое начало. Понимаете, важно понимать, что история быстро не проходит. Ведь только впечатление создаётся, что каждое новое поколение совершенно другое. Но это не так.

Досье
Герман Чумаков – доцент Института истории, политических и социальных наук ПетрГУ, кандидат исторических наук, заведующий курсом историко-педагогического образования. Заслуженный работник высшей школы России. Специалист по истории Второй мировой войны, изучает партизанское движение на Карельском фронте и Европейском Севере.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах