aif.ru counter
303

От Кореи до Карелии. Военная операция закончилась миром

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 18. "АиФ-Карелия" №18 02/05/2018

В небе над нашей республикой был сбит самолет «Боинг 707» южнокорейских авиалиний, который совершал полет по маршруту Париж - Сеул. Экипаж должен был совершить разворот над Канадой, но по каким-то причинам сделал это значительно раньше и залетел в воздушное пространство СССР над Кольским полуостровом. 

Вспомнить те события собрались в Национальной библиотеке военные летчики, их родственники и друзья. Известный карельский журналист Юрий Шлейкин специально к этой встрече подготовил и издал небольшую книгу «Корейский «Боинг» в Карелии. История рейса Париж… - Лоухи. Репортаж из 1978 года».

Фото: Из личного архива

Таким составом или почти таким (ведь многие уже ушли из этого мира) очевидцы тех событий собирались десять лет назад, на тридцатую годовщину. Снова и снова они говорили об уникальности того случая. Его сравнивают с другим «Боингом», тоже южнокорейским, который сбили также наши ПВО, но на пять лет позже, в 1983 году. Эту дату называют началом настоящей холодной войны, прежде всего между СССР и США. А вот в 1978 году отношения между нашими странами были гораздо теплее, и сбитый над Карелией самолет уже тогда мог осложнить международную обстановку.

Чудесная посадка

Этого не случилось, поскольку летчик Ким Чанг Кью смог посадить «Боинг» на лед лесного озера. На борту было 109 человек, в том числе 97 пассажиров. Погибло двое, 13 были ранены. Впоследствии на допросах корейские пилоты выдвигали разные версии, которые все сводились к одному - подвела техника и они сбились с курса. У наших органов безопасности есть и другая: опытный летчик на самом деле совершал разведывательный полет. Это подтверждается и тем, что экипаж никак не отреагировал на действия пилотов наших истребителей, которые понуждали импортный лайнер снизиться и пойти на посадку.

Об этом впоследствии давал показания один из наших летчиков капитан Александр Босов: «Выполняя приказ, я в течение 12-13 минут неоднократно сближался с «Боингом» и давал установленные международными правилами сигналы на посадку: покачивал крыльями, «кивал» вниз фюзеляжем своего истребителя. Экипаж «Боинга» на мои сигналы не реагировал. Не видеть сигналов, как мне кажется, он не мог…»

Решение все-таки сбить самолет было принято, когда тот повернул к финской границе и до его ухода оставалось несколько минут. К тому времени корейский нарушитель летал над нашей страной почти два часа. Наконец Александр Босов получил приказ и выпустил одну ракету класса «воздух - воздух». Ракета попала в крайний левый двигатель из четырех (по одной из версий она взорвалась под двигателем). Это и был тот момент, когда решилась судьба людей в самолете. Повреждена была только часть крыла, примерно 3-4 метра. Если бы ракета попала ближе к фюзеляжу, шансов выжить ни у кого бы не осталось. «Боинг» снизился и сел на лед озера.

В целости и сохранности

Самолет нашла наземная группа, которой командовал прапорщик радиотехнического батальона 18-го Краснознаменного радиотехнического полка Николай Карбан. Ему удалось развести огонь, тем самым подав сигнал нашему истребителю, который засек координаты. Несколько позже началась эвакуация людей. Иностранцев вывозили вертолетами на военный аэродром «Подужемье», а оттуда уже на автобусах отправляли в Кемь. Отошедшим от первого шока людям прежде всего требовалась одежда. Ведь они летели из весеннего Парижа в теплый Сеул, а тут снег и мороз. Дальше путь ни в чем не повинных людей лежал в Мурманск, откуда они вылетели в Хельсинки.

Интересная деталь: наши пограничники взяли под охрану багаж пассажиров и ничего из их личных вещей не пропало. А вот то, что находилось в салоне самолета - газеты, журналы, кока-кола и прочее - разошлось по рукам. И это вовсе не удивительно,  ведь советские граждане о таких заморских штучках даже не слышали. Кстати, три пистолета, изъятые у экипажа, впоследствии тоже пропали.
Потом началось следствие и допросы. Корейские летчики признали свою вину, а советский суд проявил гуманность и помиловал их. Всю книгу не перескажешь, а историю не уместишь на газетной странице. К счастью, сегодня многие тайны раскрыты, а 40 лет назад в газетах вышло лишь два сухих сообщения ТАСС, и никто из советских людей не знал, какая драма разыгралась в небе над Карелией.

Оставить комментарий (0)


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах