Примерное время чтения: 6 минут
940

Дирижабль спешит на север. Воздушные гиганты возвращаются в строй

Жители нашего края впервые увидели огромный летающий аппарат под названием дирижабль в начале мая 1926 года. Тогда над Карелией проплыла большая серебристая сигара – аппарат «Норвегия» под командованием итальянца Умберто Нобиле.

Его экипаж, чтобы не заблудиться, летел вдоль линии железной дороги на Мурманск, намереваясь с побережья Северного Ледовитого океана стартовать к Полюсу и далее – на Аляску. Никто в ту пору не подозревал, что это не просто полет к Северному Полюсу, а начало борьбы нашей страны за Арктику.

Дирижабль «Норвегия» над пл. 25-го октября (бывшей Петровской площадью) Петрозаводска. Репродукция из газеты «Красная Карелия», 6 мая 1926 года.
Дирижабль «Норвегия» над пл. 25-го октября (бывшей Петровской площадью) Петрозаводска. Репродукция из газеты «Красная Карелия», 6 мая 1926 года. Фото: Из личного архива Николая Кутькова

После серии первых удачных полетов Нобиле правительство СССР поспешило принять участие в мировой воздухоплавательной гонке и пригласило итальянца возглавить проектирование и строительство дирижаблей в нашей стране. Советский Союз как никто другой был заинтересован в воздушных кораблях большой грузоподъемности. Ведь многие наши северные территории были доступны только таким транспортным средствам. И на первых порах успехи воздухоплавания оправдывали ожидания.

И у гиганта есть слабости

Дирижабли, построенные с помощью генерала Нобиле, ставили рекорды продолжительности и высоты полета. Однако очень скоро во всем мире отношение к дирижаблям стало меняться. И этому были свои причины.

Тогдашний дирижабль, огромный неповоротливый аппарат, очень зависел от превратностей погоды. Сильные ветры, частые в северном полушарии, осложняли управление кораблем, а иногда делали полет совершенно невозможным. Кроме того, начиненный опасным горючим газом водородом, он боялся малейшей искорки.

К тому же прорезиненная внешняя оболочка покрывалась тонким слоем наледи от частых северных туманов. Это сразу же резко увеличивало вес аппарата, отчего он неудержимо стремился к земле. А поскольку полет происходил на малых высотах, от 100 до тысячи метров и на скорости гоночного автомобиля, нетрудно представить, как опасно бывает незапланированное снижение, особенно если впереди по курсу попадется высокая гора.

 

Трагедия, остановившая дирежаблестроение

Именно по этой причине погиб советский дирижабль «СССР. В-6 «ОСОАВИАХИМ». «В-6» пролетел над Петрозаводском 6 февраля 1938 года. Подобно Нобиле, его командир решил идти вдоль железной дороги до Мурманска и уже оттуда лететь на помощь терпящей бедствие дрейфующей полярной станции «Северный Полюс-1».

В февральских сумерках перед Кандалакшей, находясь над тогдашней территорией Карелии, кто-то из экипажа прямо по курсу дирижабля неожиданно увидел гору. Воздухоплаватели вовремя не заметили наледь на оболочке и не среагировали на снижение аппарата. Поднимать рулями высоты отяжелевший «В-6» было уже поздно. На скорости более 100 км/час гондола ударилась о деревья, мгновенно лишив жизни всех, кто в ней находился.

Вот так катастрофа «В-6», а за год до этого гибель суперкомфортабельного немецкого дирижабля «Гинденбург» едва ли не навсегда поставила крест на истории советского и мирового дирижаблестроения. Эти две трагедии вошли в список ста самых серьезных авиакатастроф наравне с гибелью Юрия Гагарина и американских астронавтов на «Челленджере».

Только в последние 15 лет с появлением легких и прочных материалов, с использованием вместо водорода негорючего газа гелия в мире снова появился интерес к этим летающим кораблям. В США, в Японии и России всерьез занялись проектами воздушных судов.

Полярный гусь побил рекорд

В современной России наибольшим авторитетом в исследовании и практическом применении дирижаблей стал человек, детство и юность которого прошли в Карелии, в Петрозаводске. Станислав Федоров (1968 – 2020), сын бывшего главного гаишника страны, а потом сенатора от РК Владимира Федорова, был известен не только как спортсмен-воздухоплаватель и конструктор воздухоплавательных аппаратов. Он автор 11 российских, 7 мировых и одного абсолютного мирового рекорда. На своем тепловом дирижабле «Полярный гусь» в 2006 году он поднялся на высоту 8180 метров, побив мировой рекорд, державшийся 90 лет.

Но не только спортивные рекорды заставляют ученых совершенствовать воздушный корабль, делать его максимально дешевым, выносливым и безопасным. В приполярном бездорожье российской Арктики сосредоточены огромные нефтегазовые богатства, сравнимые с залежами Кувейта. Потребуются мощные и надежные транспортные средства для доставки людей и оборудования в тундру и на нефтяные океанские платформы. Наконец надо будет обеспечить патрулирование и охрану всех территорий российской Арктики. Возможно, в недалеком будущем мы не раз увидим в небе большие воздушные корабли, спешащие на север. Начало этой арктической эпопее было положено почти 100 лет назад, когда над Карелией пролетел первый полярный дирижабль.

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах