В конце ХVIII века на нашем Александровском заводе почти все ключевые посты занимали британские специалисты. Под предводительством начальника Чарльза Гаскойна они составляли большинство среди иноземцев Петрозаводска. Все они, безусловно, были христианами, но с религиозной принадлежностью британской общины, называемой в нашем городе англичанами, было всё не так просто.
Проповедь на английском
Во-первых, некоторые из них не были англичанами, поскольку и сам Гаскойн, и многие его подчиненные прибыли в Петрозаводск из Эдинбурга и других шотландских городов. Поэтому, как и большинство шотландцев, они обычно принадлежали к пресвитерианской церкви, одному из направлений протестантской конфессии. У пресвитериан, как правило, нет особого церковного здания, нет и епископального устройства, то есть нет священников. Вместо церкви у них были так называемые митингхаузы, простые без всяких признаков культовой принадлежности помещения, Там члены общины собираются помолиться и услышать проповедь пресвитера, которого выбирают сами из числа прихожан. По этой причине в городских документах ХVIII века нигде и не упоминается община пресвитериан. Молитвенные собрания в их среде происходили почти незаметно для посторонних глаз. Где? Скорее всего, в доме Гаскойна, который сейчас значится по ул. Энгельса, 5.
Где причащались и крестились иноземцы
Хорошо, собраться и послушать проповедь не сложно. Но как быть с таинством крещения и венчания для «англичан»? Они имели возможность окормляться в другой самостоятельной христианской церкви – в англиканской. В частности, сам мистер Гаскойн и члены его семьи при частых отлучках в Петербург (там у них имелся еще один дом) посещали Англиканскую церковь Иисуса Христа на Галерной улице. Здание для нее было приобретено еще в 1753 году британским консулом. В 1811 году новое молитвенное здание для прихожан англиканской церкви построили на Английской набережной по проекту архитектора Д. Кваренги. Богослужение в церкви совершалось не на латыни, как у католиков, а на родном английском языке. Англиканами не признавалось учение об индульгенциях, отрицалось почитание икон и мощей, было уменьшено число праздников. Вместе с этим сохранялись таинства крещения и причащения, церковная иерархия, а также литургия и пышная обрядность, характерные для католицизма.
Православные «англичане» и пленные католики
Однако приверженность к пресвитерианской либо англиканской конфессии заводские иностранцы не хранили во что бы то ни стало. Через два-три поколения немногочисленные оставшиеся в России потомки «английских художников» ассимилировались в городском обществе, часть из них перешла в православие. Например, внук шотландца Адама Армстронга, начальника Олонецких горных заводов, Адам-младший в 1816 году был крещен уже по православному обряду.
Среди иностранцев были и католики, то есть приверженцы римско-католической церкви. Их было совсем немного, но до поры до времени.
После победы над Бонапартом в январе 1814 года в город прибыла большая партия военнопленных (83 человека) бывшей Великой армии Наполеона. В Петрозаводске были оставлены генерал со своим адъютантом, подпоручик и семеро нижних чинов. Остальных разместили в уездных городах губернии. Через пару месяцев в город снова привели партию из 250 нижних чинов: четыре корсиканца, шесть испанцев, остальные – французы. 50 человек из этой партии остались на жительство в Петрозаводске. Таким образом, римско-католическая община в городе сразу увеличились на 55 человек (несколько скончались от болезней, а генерала и высших офицеров перевели в Петербург), и число это сохранялось в течение двух лет. Надо добавить, что часть пленных согласилась работать на Александровском заводе в качестве дровосеков. Но ни протестантской, ни католической часовни в нашем городе для них не имелось. Только в 1861 году по инициативе заводского начальства была открыта лютеранская кирка, а в начале ХХ века – католическая церковь.