Примерное время чтения: 6 минут
327

Наш табор. Откуда пришли и чем промышляли цыгане

German Federal Archives / Commons.wikimedia.org

Таборных цыган мне приходилось видеть не один раз. С начала 50-х через лесок от нашего двухэтажного барака на ул. Серафимовича (Кукковка) они постоянно разбивали палатки в местечке Цаганская горка и жили табором до октября.

Потом узнал, что периодическое гостеванье кукковского табора – очень давняя традиция. А вот когда она началась, и откуда в наши края занесло этих уроженцев далекой Индии? Давайте заглянем в документы.

Старик Державин их заметил

В Национальном архиве нашлись документы от декабря 1784 года. Новый губернатор Петрозаводска Г. Р. Державин предлагал: «...нигде их (цыган) без пашпорта не терпеть, но отсылать их в те места, где кто из них по ревизии написан...»

Как видите, это одна из первых местных попыток посадить кочевой народ на землю. Дело-то государственное — они должны платить подати, поставлять рекрутов и т. п.

Не посадили. Почти через 100 лет в Петрозаводске снова всплеск борьбы с таборами. В 1860 году судебная палата рассматривала дело «о бродягах из цыган Ирине (Юдите) Аблошер и Альбертине Блошериус (или Бламириус)». Приговорены они были «за ложные о себе показания» к 30 ударам розгами и ссылке в восточную Сибирь. Детей Альбертины: Анну-Луизу — в Повенецкую богадельню, младших (Густава и Мирью) — в приказ общественного призрения, Иоганна — в батальон военных кантонистов.

Обратите внимание – имена и фамилии у всех фигурантов шведские, равно как и лютеранское вероисповедание.

Это говорит о том, что табор пришел сюда не с юга России, а из Европы, из соседней Финляндии. Оно и не удивительно. В Олонецкой губернии тогда жилось сытнее, чем в бедной Суоми. Были даже указы, запрещавшие финнам нищенствовать в пределах Олонии. А молодые парни из-под Выборга, Улеаборга или Оулу нанимались в батраки к кондопожским или заонежским крестьянам. За определенную плату от общества суомалайнены потом шли в рекруты и служили белому царю верой и правдой.

Молодые кукковские цыгане. 1899 год.
Молодые кукковские цыгане. 1899 год. Фото: Российская национальная библиотека/ М. Круковский

Кузнецы и артисты

На вопрос о цыганских занятиях многие ответят категорично: торговля с криминальным оттенком. Были когда-то у них и экзотические специализации: заклинатели крыс, например. А в памяти петрозаводских цыган сохранилось упоминание о мачтаках, наемных бойцах, которые за плату брались отделать кулаками любых указанных лиц.

Главное, чем гордилась Кукковка, - это песни и пляски «нашего табора». Вся округа в летние месяцы до глубокой ночи гостила на Цыганской горке, слушала песни, молодежь танцевала под цыганскую музыку. «Вот здесь, — рассказывала Галина Ивановна Михалева, чей дом до сих пор стоит напротив горки, — на месте нынешнего магазина «Балтика» (угол ул. Щербакова и Вытегорки) была полянка и на ней часто устраивалось что-то вроде концерта. Ох и пели они, вспомнишь — так на душе теплеет... А цыган своих мы никому в обиду не давали, и к нам, детям и подросткам, они относились как к своим. Бывало, и накормят, и с собой какого-нибудь угощенья дадут. Хорошо жили, дружно».

После указа 1956 года, запретившего кочевой образ жизни, нашему таборному люду пришлось стать оседлыми горожанами, построить дома, обзавестись паспортами, цыганок устроили на птицефабрике.

Сейчас многое изменилось. О трудоустройстве цыганского племени уже ни у кого голова не болит. В результате могут повторяться истории вековой давности.

Роковые цыганские яйца

В феврале 1905 года в городском суде слушалось интересное дело. Петрозаводская мещанка Недосекина желала выдать свою дочь замуж. Но то ли приданого было маловато, то ли внешность у девушки была не очень, но женихов было негусто, вернее, совсем не было. Прекрасно разбиравшаяся в человеческой психологии цыганка тут же открыла истинную причину неудач: порча! Понятно, взялась снять напасть только из человеколюбия, почти даром.

В условленное время кудесница явилась в дом Недосекиной с соответствующей аппаратурой в виде каких-то крестов из лучинок и…куриными яйцами. Расставив все это на столе, она принялась, завывая, читать цыганские заклинания, чем уже ввергла хозяйку в страх и трепет. Затем слегка хлопнула лучинкой по яйцу – и оттуда, к ужасу бедной мещанки, извиваясь, полезла какая-то змея.

«Вот, - гортанно кричала смуглая целительница, - смотри, вот хто вредит тебе! Давай вещи, золото давай, за неделю сниму порчу!»

И принялась наотмашь изничтожать страшную гадину. Хозяйка, едва удерживаясь от обморока, кинулась исполнять команду и опомнилась, когда в комнате уже никого не было. Через день она нашла в себе силы поделиться увиденным с соседкой. И оказалось, что та пережила точно такую же историю с той же цыганкой. Обе потерпевшие кинулись в полицию.

Цыган арестовали уже за пределами губернии, но никаких вещей петрозаводских страдалиц при них уже, ясно, не было. И вообще цыганку оправдали, так как она сумела убедить суд в том, что Недосекину и ее соседку видит в первый раз. Мало ли кто на кого похож! Химию надо знать – тогда и результат простейшей реакции под названием «Фараонова змея» за гада ползучего не примешь…

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах