aif.ru counter
725

Отпустить нельзя регулировать. Как наладить пригородные перевозки

Андрей Басов / Из личного архива

Пригородные перевозки в республике уже не первый год пребывают в состоянии кризиса, а чиновники раз за разом пытаются найти выход из сложившейся ситуации. В декабре они подготовили очередной план по реанимации пригородного сообщения, однако окажется ли он действенным, пока точно сказать нельзя.

Демарш заезжих энтузиастов

На пригородных маршрутах ситуация ухудшается буквально от месяца к месяцу. Как рассказал заместитель министра по дорожному хозяйству, транспорту и связи Виталий Спиридонов, если ещё в начале года автобусы не выходили на линию в 4-5% случаев, то к декабрю рейсы стали срываться уже в 10-12% случаев.

Такое положение дел уходит корнями в 2015 год, когда на местном рынке пригородных и междугородних перевозок появились три компании из Санкт-Петербурга. Вскоре после прихода в республику они поняли, что дело не уха, и поспешили ретироваться. Три четверти брошенных маршрутов пали на «Карелавтотранс» и «Карелавтотранссервис». Автобусы государственных предприятий пришлось интенсивно эксплуатировать, а это стало приводить к частым поломкам и срывам рейсов.

После такого демарша заезжих перевозчиков все долги повесили на «Карелавтотранс» – всего 43 миллиона рублей. Предприятие до сих пор не может рассчитаться с просроченной кредиторской задолженностью. В 2018 году из бюджета республики «Карелавтотрансу» выделили 15 миллионов на выплаты по обязательствам, по которым есть судебные решения.

Проще уйти

Для выхода из ситуации нужны кардинальные меры, считает Виталий Спиридонов. Здесь возможны два варианта. Первый – купить «Карелавтотрансу» новые автобусы. Второй – оставить за предприятием только обслуживание автовокзала, а все маршруты передать частным перевозчикам.

Сценариев два, поскольку однозначное решение найти трудно. Многие направления могут не заинтересовать частных перевозчиков – ведь рейсы попросту убыточны. Итак, в республике целых 16 маршрутов остаются незакрытыми, а иногда транспортные фирмы просто разрывают контракт в одностороннем порядке и уходят с маршрута. Проще заплатить штраф и попасть в реестр недобросовестных подрядчиков, чем возить по одному-два-три пассажира и терпеть ежедневные убытки в 10-15 тысяч рублей. Последний раз частник отказался от рейсов Петрозаводск – Суйсарь – Заозерье. Произошло это совсем недавно – 1 ноября.

На откуп рынку

Как министерство транспорта намерено справиться с таким положением дел? Все пригородные маршруты запланировано перевести на нерегулируемый тариф. Иначе говоря, цены на рынке пригородных перевозок будет устанавливать игра спроса и предложения.

Если будет запредельная плата, просто-напросто пассажиры рублём проголосуют за нелегального перевозчика.

«Перевозчик сам будет устанавливать провозную плату, – пояснил заместитель министра. – Цену на билет будет регулировать рынок. То есть, если будет запредельная плата, просто-напросто пассажиры рублём проголосуют за нелегального перевозчика, который сейчас занимает порядка 40-50% всех перевозок в республике. Это бич всех перевозчиков в России».

По оценке Виталия Спиридонова, переход к рыночному ценообразованию скачка цен вызвать не должен. Тогда, правда, непонятно, зачем этот сыр-бор. Ведь очевидно, что перевозчики заложат все свои расходы в цену билета. Кстати, если в 2018 году они заключали договоры на поставку дизельного топлива по цене 38,5 рублей за литр, то на следующий год поставщики предлагают покупать солярку уже по 61,5 рублей. Готовьте денежки.

Оставить комментарий (0)


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах