Праздник пока приживается плохо, но хотя бы позволяет вспомнить знаковые события из истории Карелии, связанные со «смутным временем».
Именитая пленница
Толвуйский погост был выбран местом заточения для боярыни Ксении Ивановны Романовой, в инокинях Марфы, матери будущего царя. После вступления на престол Годунова Романовы попали в опалу. Ксению Ивановну, постриженную в монахини с именем Марфа, сослали в Заонежье, в Толвуйский погост. Сохранился в Толвуе целебный источник, получивший название “Царицын ключ”, его указали болящей царице крестьяне для лечения водой, а близлежащие деревни стали называться Ближнее Царево и Дальнее Царево Толвуйского погоста. 21 февраля 1613 года её сын, Михаил Федорович Романов, был избран на русский престол. Став Великой государыней, инокиня Марфа Ивановна своих «толвуйских доброжелателей» не забыла и наградила их.
Сгоревшая церковь
Во время нашествия интервентов погибла старая Успенская Церковь в Кондопоге, и на её месте появился новый храм. В писцовой книге Петра Воейкова и дьяка Ивана Льговского 1616-1619 гг. находим уже новое описание стоявшего в Кондопоге храма: «теплая, с трапезою, верх шатровой». Так что знаменитая Успенская церковь в Кондопоге появилась тоже «благодаря» Смуте.
Могилы «панов»
Еще в XIX веке исследователи местного фольклора заметили, что практически на всей территории Карелии (на тот момент - Олонецкая губерния) существовали загадочные предания и истории о «панах». С панами связывались исключительно негативные явления: грабежи, убийства, обращение в чужую веру и т. д. Паны даже думали утвердиться в Заонежье, о чем свидетельствует тот факт, что они строили на карельских землях жилища-городки и укрепления-замки (как правило, на возвышениях при реках или других защищенных местах). И уже из этих укрепленных мест паны совершали разорительные набеги на местное население, грабили его, а награбленные богатства (деньги, вещи и т. д.) скрывали в своих укреплениях. Например, около поселения Шуньги крестьяне показали гору, которую именовали в народе «Городовой» и утверждали, что там укрывались паны, также и на озере Выгозеро есть остров, называемый Городовым, около поселения Мегра есть Панское озеро. По мнению историков, под «панами» надо понимать запорожских казаков и «литвинов», которые пришли в Россию совместно с войсками самозванца и отправились на север официально для борьбы с мятежниками, прежде всего с восставшим Соловецким монастырем, а на практике - для грабежа и поживы. Известно, что взять тот же Олонец «паны» не смогли, но окрестности пограбили вволю.
Сломанный мост
Легенда Беломорской Карелии рассказывает про шведов, а заодно объясняет - почему до сих пор в Карелии попадаются сломанные мосты.
Как рассказывают здесь, видя сломанный путепровод через речушку: это памятный мост, через него уходили шведы, один из них обернулся, поглядел на церковь (православную, конечно же) и проклял ее. И тут под ними сломался мост, и они все утонули в реке. Кстати, при всей патриотичности легенды стоит все-таки местным властям вспомнить, что со времен Смуты прошло 400 лет и пора бы починить мосты на севере республики. А то временами есть ощущение, что шведы, действительно, прошли тут вот только что.
Клад рыцаря
На озере Сямозеро есть остров Фокенсуари(самый большой остров на озере).
По древней легенде, во время войны здесь поселился старый и богатый шведский рыцарь. Перед смертью, не желая, видимо, чтобы награбленные сокровища достались победителям, он закопал свои богатства. До сих пор на острове остался фундамент дома, в котором предположительно он проживал. По легенде, эти сокровища найдёт только тот человек, который сможет проехать на коне по первому льду, замёрзшему всего за одну ночь. Смельчаков пока ещё не нашлось. В летнее время многие туристы и кладоискатели приплывали на лодке и пытались найти клад, но безрезультатно.