Владелец стоящего на острове Кижи дома Игнатьевых Яков Гавриленко стал заложником законодательных коллизий и пробелов. Реставратор первой категории и сотрудник музея-заповедника «Кижи» в недавнем прошлом, он планировал провести реставрацию собственного дома, но в итоге оказался связанным бюрократией по рукам и ногам. Его земельный участок суд признал собственностью государства, а управление по охране объектов культурного наследия посоветовало с ремонтом повременить.
Судебные разброд и шатания
Домом Игнатьевых 1908 года постройки семья Гавриленко владеет с 1945 года – по возвращению с войны его приобрела бабушка Якова Гавриленко. Четыре года назад родная тетя оформила на Якова дарственную, и он решил приступить к реставрации дома.
«Мне посоветовали отмежевать участок – чтобы не было конфликтов с музеем, – рассказывает владелец дома Игнатьевых Яков Гавриленко. – И если даже при ремонте дом рухнет, на кадастровой карте будет отметка и музей уже не сможет сказать, что здесь пустырь. Потому что у «Кижей» на кадастровой карте участок отмечен именно как пустырь. Я пришел к кадастровому инженеру с документами на собственность земли площадью в 6,7 сотки и дома, но в проведении межевания инженеру в музее отказали и посоветовали не связываться со мной. Тогда инженер написала обращение, но за подписью директора «Кижей» пришел ответ, что в проведении таких работ музей не видит надобности».
Тем временем Яков Гавриленко уже успел не только купить материал, но и провести подготовительные работы. Выход оставался только один – идти в суд.
«Я подал иск в медвежьегорский районный суд, но тут же по моему адресу поступил встречный иск от Росимущества, – продолжает Яков Гавриленко. – Федеральное агентство потребовало изъять участок на том основании, что он находится в собственности государства. Тем не менее медвежьегорский суд встречный иск отклонил, а мой – удовлетворил. В ходе разбирательства была проведена экспертиза, в рамках которой на осмотр дома и участка приезжал эксперт. Он же разыскал старые документы – вплоть до тех, в которых было засвидетельствовано, сколько кур и коз у нас жило в шестьдесят каком-то году. В общем, все мои показания подтвердились, включая данные о налогах на земельный участок, которые платили я и моя тетя».
Чужими руками
Однако Росимущество с таким судебным решением не согласилось и подало апелляцию в Верховный суд Карелии. Тот уже принял решение не пользу Якова Гавриленко.
«Венец под дом уже срублен – оставалось дом только поднять и провести замену основания, – говорит реставратор. – Но теперь по решению суда я фактически лишен земли, включая ту, что под домом. Никакой способ ремонта я выбрать не могу».
Вместе с тем к конфликту с Яковом Гавриленко подключилось Управление по охране объектов культурного наследия Карелии. 20 апреля от ведомства за подписью его начальника Юлии Алиповой пришло письмо, извещавшее о поступившем в управление заявлении о включении дома в единый государственный реестр объектов культурного наследия и собственном согласии со сделанным предложением. Также Юлия Алипова сообщала, что ведомство приступило к установлению историко-культурной ценности дома, по результатам которого будет принято решение о включении его в перечень выявленных объектов культурного наследия. А пока что управление попросило воздержаться от изменения облика дома.
В музее-заповеднике «Кижи» от конфликта дистанцировались.
«Вопрос о земле решался в суде – причем по инициативе самого Якова Гавриленко, – комментирует руководитель службы информации музея-заповедника «Кижи» Дмитрий Дюгай. – Он подавал в суд на закрепление за ним участка земли. Медвежьегорский суд принял положительное решение, но в Верховном суде РК право собственности за ним признано не было. То есть вопрос не к музею. Музей не инициировал судебное разбирательство и его стороной не являлся. Кроме того, музей – не уполномоченное лицо, земля находится в его оперативном управлении, но в собственности государства. «Кижи» были лишь соответчиком по иску Росимущества. Что касается ремонта дома, то он находится в границах буферной зоны ЮНЕСКО и зоны охраны объектов культурного наследия, установленной министерством культуры. Ремонт дома разрешен и согласия музея на то не требуется, но в то же время перестраивать или достраивать дома нельзя».