Примерное время чтения: 8 минут
774

Путешествие на край земли. Богатые туристы едут в Арктику

Виктор Симонов / Из личного архива

Арктические туры набирают популярность среди отечественных и зарубежных путешественников. Пройти Берингов пролив на лыжах, отправиться на яхте по водам Северного Ледовитого океана или стать участником экспедиции на Северный полюс – теперь все это стало возможным. Организовывает и проводит такие путешествия известный российский полярник из Петрозаводска Виктор Симонов, который выступил на очередном бизнес-завтраке.

Тур на миллион

Антон Соловьев, «АиФ - Карелия»: Виктор Альбертович, кто эти люди, которые едут в дикий холод?

Фото: Википедия

Виктор Симонов: Вексельберг, например. Вообще, тот, кто хочет испытать себя и кого не устраивает стандартный отдых в Куршевеле. Летом на специализированной яхте мы ходили от Санкт-Петербурга до Тикси, самого северного порта России – расположен он восточнее устья Лены. Так вот, люди были разных профессий и разной географии. Москва, Петербург, Самара, Ковров, Казань, Ростов-на-Дону, Красноярск, Тюмень.

- И что предпочитают эти туристы?

- К примеру, в экспедиции до Тикси самым востребованным оказался самый сложный и самый дорогой этап – от Нарьян-Мара до собственно Тикси. Мы могли взять только четыре человека, хотя желающих было порядка двадцати. Всего же на всех этапах экспедиции сменилось 24 человека. По пути мы встретили четыре яхты, две из которых выходили из Нарьян-Мара, и на каждой из которых было около 30 туристов. Я думал, что самым востребованным будет первый этап – от Петербурга до Архангельска через Валаам, Кижи, Беломоро-Балтийский канал и Соловки, но нет. Ездят туристы и в заповедные зоны – на Землю Франца-Иосифа, например. Не говоря уже о материковом арктическом туризме – он начал хорошо развиваться в Мурманской области.

- Сколько стоят арктические туры?

- От Нарьян-Мара до Тикси 670 тысяч рублей с человека. В прошлом году была экспедиция через Берингов пролив – с человека миллион двести, но денег не хватило. Самое дорогое – транспортная логистика. Эвакуация вертолетом, к примеру, обошлась в миллион рублей, а за заброску из Анадыря до места на двух специализированных машинах мы заплатили 947 тысяч.

Фото: Из личного архива/ Виктор Симонов

Сложные отношения

- А если не коммерческие экспедиции, а экспедиции достижений?

- В следующем году я планирую пойти от мыса Арктического до Северного полюса на собачьих упряжках, группа три-четыре человека, экспедиция обойдется в сумму около 30 миллионов. В 2013 году мы с Федором Конюховым ходили через Северный полюс до Канады, экспедиция тогда стоила миллион долларов.

- Где взяли такие деньги?

- Мы договорились, что по тому курсу рубля я ищу 16-17 миллионов и он 16-17 миллионов. Сначала тогдашний губернатор Андрей Нелидов предложил провести экспедицию при поддержке республиканского правительства, а потом – Александр Худилайнен. Но в результате бюджетных денег не потратили ни копейки. Получилось так, что одна компания проводила капитальный ремонт Беломоро-Балтийского канала. Всего заказ был примерно на 16-18 миллиардов рублей. Они завершали первый этап стоимостью в два миллиарда, и Александр Петрович предложил: поддержите экспедицию, а мы вас поддержим в Москве, и вы получите заказ на второй этап – стоимостью в восемь миллиардов. Они согласились.

Фото: Из личного архива/ Виктор Симонов

Трудности согласования

- Снаряжением и техникой вы обеспечиваете?

- Я стараюсь, чтобы все снаряжение было в собственности. Но один спальник стоит 60 тысяч рублей – он на минус 70. Что до техники, то мы ходили на яхте «Апостол Андрей». Все 25 лет бессменным капитаном яхты был Николай Андреевич Литау, который в этом году судно выкупил. И я предложил ему организовать экспедицию до Тикси, тем более что два года яхта стояла без дела. Конечно, потребовалась подготовка и вложения, но в конце концов из Санкт-Петербурга до Тикси мы дошли. Яхта арктическая, льда не боится; душ, камбуз, каюты есть, но она не премиум-класса.

- С кем согласовываете экспедиции?

- С таможенной, пограничной и другими службами – например, со службой северного морского пути, где нужно получать разрешение. Почему сложно организовать экспедицию через Берингов пролив на лыжах? На плавсредствах проще – есть пограничники. А на лыжах нужно идти из поселка Энурмино по так называемому Беринговому мосту – пролив давно уже не замерзает, но ледовый переход длиной в 268 километров образуется. Так вот, нам нужно было организовать временный пограничный таможенный пункт, для чего требовалось постановление Российский Федерации за подписью вице-премьера. В результате я дошел до главного пограничника России Владимира Кулишева. Сейчас на меня вышли американцы, чтобы я помог в получении постановления. Они хотят пройти на машинах, которые могут и плавать.

- Вообще госструктуры интересуются вашими путешествиями?

- С 2014-го по 2017 год я ежегодно проводил тренировки военнослужащих в районе Северного полюса – и спецназа ВДВ, и спецназа арктической бригады Северного флота. Вообще, министерство обороны заинтересовано в экспедициях. Понимают, что если дошли до Северного полюса, то спокойно дойдут и до Аляски, и до Канады. Тем более при отсутствии гаджетов группы спецназа будут неуловимы. Без точных координат ни с космоса, ни с самолета, ни с вертолета группу не видно.

Психология готовности

- К арктическим путешествиям, кроме физической подготовки, что еще требуется?

- В марте-апреле прошлого года мы пытались пройти Берингов пролив на лыжах, к экспедиции готовились несколько лет. Один из участников приезжал ко мне на подготовку, был в прекрасной физической форме, стал специально заниматься зимним плаванием, но психологически оказался не готов. На десятый день сказал, что дальше не пойдет, и мы вызывали вертолет. В результате потратили три дня и не дошли до плотного льда, к тому же попали в ураган. Психологически не готов означает, что ожидал легкой прогулки, а оказалось, и вода, и трещины, и торосы, груз, и по три-пять километров в день продвижения. После мы с моим помощником психологом и психотерапевтом Артуром Чубаркиным решили, что перед экспедициями нужна еще и психологическая подготовка. Нужно понимать, что в случае экспедиции на яхте мы попадаем и в семи-восьмибалльный шторм.

- А как вы сами стали арктическим путешественником?

- По образованию я географ, и всю жизнь занимался путешествиями – начиная с работы в школе. Водил в походы сначала детей, потом подростков и взрослых. Всегда шел от простого к сложному. В то же время попасть на Северный полюс оставалось несбыточной мечтой. Единственное, я всегда старался воспользоваться тем случаем, который давала судьба. Так я попал в экспедицию на Северный полюс, хотя просто так туда не приглашают – к тому времени я уже был мастером спорта по лыжному туризму. А побывав там, я понял, что могу самостоятельно проводить такие экспедиции.
Досье
Виктор Симонов – российский путешественник, спортсмен, полярный гид-проводник, исполнительный директор федерации ездового спорта Республики Карелия. Родился в Майкопе в 1966 году, закончил естественно-географический факультет КГПУ. Мастер спорта по лыжному туризму, директор туристического комплекса и питомника северных ездовых собак «Скифы Тур». Более 15 раз был на Северном полюсе. Учредитель и основной организатор первых в России международных гонок на собачьих упряжках на средние дистанции «По земле Сампо».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах