Кто не знает знаменитую скульптурную группу перед центральным входом в роддом им. Гуткина, что на улице Кирова? Многие жители послевоенного Петрозаводска считают, что мать и двое ее сыновей обосновались перед роддомом еще в конце 1930-х, одновременно с окончанием его строительства.
Нежные девушки и суровые партийцы
Однако на финских фотографиях самого начала оккупации мать и дети сняты не возле роддома, который совершенно не пострадал от пожаров конца сентября-начала октября 1941 года. Сфотографированы они совсем в другом месте города, причем на фоне еще дымящихся развалин и одиноко торчащих печных труб. Предположительно в районе Зареки. Квартал к северо-западу от Крестовоздвиженской церкви выгорел к этому времени почти полностью.
Если присмотреться, за одной из печек видна даже часть Зарецкой церкви. А именно – оба малых купола, расположенных с северной стороны храма. Стало понятно, что скульптура находилась где-то во дворе дома №2 по ул. Луначарского (это здание сейчас занимает городская гинекология). Старожилы припомнили, что в этом доме сразу после войны размещалась совпартшкола. А что там было до войны?
По архивным сведениям, вплоть до памятного лета 1941 года в трехэтажном каменном здании по Луначарского,2 повышали свой образовательный уровень совсем не суровые партийцы. А исключительно девушки самого нежного возраста – будущие воспитательницы детских садов, поскольку здание было арендовано дошкольным педучилищем.
Прощай, совпартшкола, здравствуй, роддом!
Смысл размещения подобной скульптурной композиции во дворе упомянутого учебного заведения понятен: мать с детьми детсадовского возраста – вполне уместная эмблема дошкольного воспитания.
А вот интересно, чем же был украшен роддом перед войной? Финские фотографии первого периода оккупации и кинохроника 1941 года убедили, что на крылечке перед центральным входом располагалась странноватая композиция – два обнаженных мальчика, причем один полулежит у ног другого. Видимо, это была тиражированная в 1930-е годы копия какой-то античной скульптурной группы. Играющие дети или что-либо подобное.
Причем из последующих снимков стало очевидно, что оккупантам эти двое малышей у входа как-то не приглянулись. В 1943 году мальчишек на крыльце уже не было. Их переместили в скверик с левой стороны центрального фасада. А в скверике с правой стороны также виден еще один вариант похожей скульптурной группки. То есть перед войной перед роддомом вместо «Матери с детьми» красовались вот эти четверо сорванцов.
Почему группу «Мать с детьми» после войны все-таки перенесли к роддому №1? В 1947 году на одной из открыток, посвященных Петрозаводску, она уже красуется на своем нынешнем месте, причем в окружении фонтанных струек. Причина очевидна: дошкольное педучилище перевели в другое здание – и около совпартшколы скульптура была бы уж совсем не к месту.
Третий - лишний
К новой службе ее, конечно, подготовили – выкрасили алюминиевой краской и даже слегка подремонтировали, поскольку во время оккупации рука старшего мальчика уже была надломлена. Однако то ли арматура руки уже была безнадежно испорчена ржавчиной (гипсобетонный мяч-то для нее явно тяжеловат), то ли роддомовскому завхозу надоело тратить деньги на ежегодную реставрацию, но только к началу 1980-х мальчика с мячом на постаменте уже не было. Скульптурная группа больше 30 лет стояла в усеченном виде – мать и младшее дитя с улыбкой взирали на пустое пространство перед собой. И только в сентябре 2018 года благодаря усилиям инициативной группы скульптура была наконец-то восстановлена в своем первоначальном виде.