История этой симпатичной придорожной часовенки обросла легендами, как и название деревни. В перечне населенных мест Олонецкой губернии 1873 года в Царевичах (у нее тогда было и второе название — Новинки, что свидетельствует об относительной молодости селения) значатся два крестьянских и один помещичий дом. Но вот что удивительно, не значится никакой придорожной часовни, а уж такую особую примету селения авторы справочника должны были отметить обязательно.
Весточка для Петра I
Это там более странно, что существовала монархическая легенда о происхождении часовни. Петр Первый якобы получил по пути на Марциальные Воды весть о рождении наследника, Петра Петровича. Возликовал, понятно, и повелел назвать Царевичами деревню, возле которой его настигло радостное известие. Только теоретическая возможность такого наименования допустима лишь по поводу смерти царевича Петра, родившегося в 1715 году, а скончавшегося 25 апреля 1719 года. Штука в том, что Петр I действительно в 1719 году впервые лечился на курорте, но покинул оный в начале марта. Поэтому никак не мог получить в Царевичах скорбное известие о смерти любимого сына, на которого возлагал большие надежды. Так что легенда, увы, не имеет ни малейшего основания.
Да и само название деревни, безусловно, содержит балтийско-финскую основу. В данном случае надо обратить внимание на географическую особенность местечка. Скала, на которой расположены часовня и строения, разделяет два озера. В деревне Косалма существует пролив-салма, сбрасывающий воды Кончезера в Укшезеро. Поэтому деревня Царевичи находится на полуострове, почти острове между озерами. Остров (по-фински саари), скорее всего, и дал название деревне. Только оно русифицировалось, точно так же как Саарская Мыза около Петербурга превратилась в Царское Село. Этот большой холм среди равнины финские первопоселенцы тех мест тоже именовали островом.
Она принадлежит академику
Построил здесь первый загородный дом, видимо, петрозаводский купец Селиверстов. Его потомки много лет спустя владели знаменитым книжным магазином, который облюбовали для своих сборов местные активисты РСДРП. Магазин этот стоял аккурат напротив нынешнего «Темпа» на улице Кирова.
Во всяком случае, в начале 19 века вдова, купчиха Селиверстова еще владела особняком в Царевичах. Затем у дома не раз менялись хозяева, пока в конце 1850-х его владельцем не стал Николай Федорович Бутенев, бывший горный начальник. Он, скорее всего, и перестроил старый дом в своем вкусе. После смерти Николая Федоровича с 1871 году домом некоторое время владели его наследники. Например, двое путешественников летом 1902 года получили рекомендательное письмо от петербургской дочери Бутенева на предмет ночлега в этом доме. Один из них описывает строение как «дачу с готической башней на голом сглаженном черепе скалы». На фото 1930 года дом действительно увенчан готической башней с зубцами. Сосновый лес, правда, за это время, как видим, существенно подрос.
Хорошо известно, что в начале 20 века дом Бутенева достался профессору (затем академику) московского университета Петру Лаврову, бывшему учеником и другом известного лингвиста академика Фортунатова (академик дружил, кстати, и с Н. Ф. Бутеневым). Первоначально я склонялся к тому, чтобы считать именно профессора Лаврова заказчиком знаменитой, сохранившейся до наших времен часовенки. Во всяком случае, подробный реестр различных культовых строений, составленный в 1926 году, недвусмысленно свидетельствует, что владельцем часовни в Царевичах является не Намоевское общество, не его приход или церковный совет, а частное лицо — профессор Лавров. Это тем более интересно, что он оказался единственным частным владельцем культового здания во всей республике! Похоже, что часовня эта поставлена профессором в память какого-то важного события, Допустим, кто-то из его домашних был спасен во время лодочной прогулки или при купании на Кончезере…
Футляр для креста
Но имеются не менее серьезные основания считать, что Лавров стал владельцем часовенки одновременно с приобретением помещичьего дома вместе с его хозяйственными и прочими постройками. В документах конца 19 века есть упоминание о «каменном кресте, сооруженным бывшим начальником горного округа генералом Бутеневым». Там «совершаются богослужения в честь иконы Казанской Божьей Матери 22 октября и 8 июля». По своему типу часовнека вполне соответствует «распространенному в Карелии типу часовен-навесов над крестами или другими религиозными реликвиями». Поэтому очень велика вероятность строительства часовни в качестве футляра для размещения этого каменного креста.
Датировку строения могут подсказать стилевые особенности сооружения, имеющего явные черты западноевропейского романтизма, особенно ярко проявившегося в 1830-50-х годов в работах архитекторов Н. Бенуа, М. Быковского и А. Брюллова. В таком стиле декорирован и жилой дачный дом Бутенева, доставшийся впоследствии Лаврову. Еще раз посмотрите на его фото: стрельчатые окна, башня с зубцами – явно готические мотивы. И стрельчатые окна часовни – из той же оперы.
Дачу Лавров приобрел примерно в 1911 году и гостил здесь каждое лето до глубокой осени. Сохранилась фотокопия портрета Лаврова, написанного известным карельским живописцем Вениамином Поповым как раз в Царевичах, на балкончике любимой дачи профессора. После отъезда Лаврова из наших мест дом какое-то время оставался на балансе учреждений культуры (наличие часовни в это время старались не отмечать, делали вид, что ее как бы и нет вовсе). Одно время в 1930-х дом хотели использовать под летний детский сад, но для этих целей он оказался малопригоден — рядом дорога и довольно глубокий берег Кончезера. После войны от дома уже мало что сохранилось.
Но зато после войны это живописное место по достоинству оценили горожане и стали занимать прибрежные участки под летние домики-дачи. Такое продолжение судьбы пригородных деревушек отнюдь не исключение, а наоборот, закономерность. Поэтому сейчас название Царевичи скорее ассоциируется с вполне обжитым и престижным дачным местечком, чем с маленькой деревушкой конца 18 века.