Примерное время чтения: 5 минут
1762

Аэросани идут в бой. Как воевала снежная кавалерия

Транспортные аэросани НКЛ-16, захваченные финнами и впоследствии курсировавшими по маршруту Петрозаводск – Великая Губа. 1943 год.
Транспортные аэросани НКЛ-16, захваченные финнами и впоследствии курсировавшими по маршруту Петрозаводск – Великая Губа. 1943 год. Национальный архив Финляндии

Первые зрители культового фильма «Семеро смелых», 1936 года, были в неописуемом восторге от чудес советской арктической техники. Это и мощные радиостанции для связи с Большой землей, и маленький, но безотказный самолет, и быстроходные аэросани из гофрированного алюминия. Зрителям было ясно, что в случае войны все эти новинки непременно дадут врагу жару.

Летчики, на аэросани!

Действительно, в это же время были разработаны военные аэросани не только для доставки десанта и боеприпасов, но и боевой вариант: с противопульным бронированием лобовой части и танковым пулеметом. А с началом войны в Перми стали ударными темпами производить фанерные аэросани. Понятно, что не от хорошей жизни. Отступление Красной армии летом 1941 года было столь поспешным, что множество самолетов различного назначения досталось врагу, а летчиков перед войной готовили, как известно, в большом количестве. Сталинский лозунг «Комсомолец – на самолет!» сразу стал неактуален. Поэтому в Котласе срочно организовали школу, где переучивали «безлошадных» летчиков и механиков на вождение и обслуживание аэросаней. На эти машины, между прочим, ставили списанные авиационные 100-сильные двигатели от самолетов По-2 (он же У-2, то есть учебный). Учебных самолетов еще с мирных времен сохранилось немало, поэтому их тоже использовали в качестве ночных бомбардировщиков и машин связи. Немцы и финны за стрекот пятицилиндрового мотора именовали эти простенькие бипланы «кофейными мельницами» или «швейными машинками».

Однажды эта особенность очень помогла нашим аэросаночникам на зимнем Онежском озере. Приближаясь к финскому берегу на полном газу, они увидели, что вражеские зенитные пулеметы задраны в небо, откуда финны терпеливо и безуспешно ждали налета «швейных машинок». Поэтому пока они не опомнились и не заметили белые сани на белом снегу, наши успели открыть огонь и выиграли бой.

Бескрылые «швейные машинки» в деле

В Карелии аэросаночники начали нести службу как раз под новый 1943 год. В небольшой поселок Пяльма был переведен четвертый аэросанный батальон, насчитывающий более 30 машин. Зимнее Онего отделяло тогда западный, оккупированный финнами берег от восточного, занятого Красной армией. Аэросаночники должны были совместно с лыжным батальоном и партизанами контролировать озеро и время от времени делать налеты на вражеские гарнизоны. В конце января часть батальона была отправлена на восточный берег Сегозера для прикрытия лыжных групп, атаковавших небольшой финский гарнизон в деревне Сондалы. Партизаны и лыжный отряд завязали бой, а последовавшая атака боевых аэросаней заставила финнов прекратить преследование наших лыжников и самим спасаться на лесистом берегу.

Всего было проведено не более четырех значительных операций с участием аэросаней. Например, в Повенецком заливе, где в середине февраля планировался налет на финский гарнизон, окопавшийся на острове Речном. Атака наших лыжников была отбита сильным минометно-пулеметным огнем с острова, а потом финны пошли в контратаку. Вот тогда аэросаночники и вступили в дело, не пропустив подкрепление финнам из деревни Бор Пуданцев, а затем пулеметным огнем заставив их прекратить преследование и вновь искать спасения на острове. Кроме того, экипажи саней подобрали раненых лыжников, которых финны взяли в плен, но потом при отступлении бросили на льду залива.

Последняя крупная операция аэросаночников датируется концом марта 1943 годом. В районе Вознесенья надо было разгромить финский отряд, преследовавший по открытому озеру наших партизан-разведчиков. В остальное время аэросанный батальон нес патрульную службу или находился в резерве.

Отзыв партизана о «снежной кавалерии»

От партизан, воевавших вместе с аэросаночниками, я надеялся услышать много похвальных слов «снежной кавалерии». У одной из знакомых отец воевал в партизанском отряде. Борис Степанович Воронов, многократно упоминавшийся в романе-хронике «За чертой милосердия» Дмитрия Гусарова, согласился на интервью. Но разочаровал: аэросаночники большую часть времени не могли участвовать в партизанских боевых действиях. Причина банальна – не было авиационного бензина. Вернее, на Карельский фронт его давали очень скудно, горючее и боеприпасы нужнее были на главных фронтах. А к 1944 году и аэросани не потребовались – бои начались уже в бесснежных районах Европы.

Однако то, что наши бойцы успешно воевали на простеньких фанерных машинах, которые винтовочная пуля прошивала навылет, уже само по себе акт мужества. Несколько машин было повреждено в боях и захвачено финнами, аэросаночники погибали и получали ранения, особенно во время ночных рейдов. Поэтому в Перми и других городах и поселках России стоят на постаментах не пушки или танки, а боевые или транспортные сани «снежной кавалерии».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах