11 июня 1911 года газета сообщила радостное: впервые в Петрозаводск на собственном автомобиле прибыл полковник Муяки. Кто же он такой, зачем приехал, и какие последствия имел этот визит?
Невиданная скорость
Во-первых, о его фамилии. Она безусловно японская, так как в дальней родне у полковника был выходец из страны восходящего солнца. Полковник и сам посещал Японию в 1896 году и даже пожертвовал сумму в три тысячи рублей на покупку дома, где в 1891 году перевязывали рану цесаревичу Николаю Александровичу (известная история, когда будущий император получил по голове от местного полицейского). В каждую юбилейную пятилетку события фамилия Муяки упоминается в республиканской печати и в половине случаев перевирается в Мяуки, из японской трансформируясь в кошачью. Но к этому читатели Петрозаводска уже привыкли.
Главное, что мало кому известный полковник обрел подлинное бессмертие в наших краях, прокатившись на авто от Петербурга на Кивач и в Марциальные Воды. Причем не соло, а с шестью пассажирами. Из этого следует, что у полковника имелся не какой-нибудь малолитражный французский «Дион-Бутон», тогдашнее подобие «Запорожца», а просторный и мощный (24 лошадиных силы!) «Руссо-Балт» отечественного производства. Из Питера до города на Лососинке он домчался за неполных двое суток, то есть со средней скоростью около 9 верст в час. Если же принять во внимание необходимые остановки на пути, а то и краткую ночевку, например, в Александро-Свирском монастыре, то средняя скорость может быть увеличена и до 12 верст/час.
Сибирское золото и доходный дом
Почему наш автопервопроходец свой автомобиль, купленный за немалые по тем временам деньги, употребил на такую дальнюю и небезопасную (ни станций ТО, ни заправок) поездку?
Гвардейский офицер-семеновец Сергей Васильевич Муяки, выходец из зажиточной купеческой семьи, с конца 19 века имел пай в Верхне-Амурской золотопромышленной компании. Она работает до сих пор, добывая в год до 4 тонны золота. Поэтому дивиденды имел хорошие и мог позволить себе не только автомобиль. Например, еще в 1903 году, будучи штабс-капитаном гвардии, он стал владельцем одного из лучших доходных домов в Петербурге (ныне по ул. Восстания, 18).
Построен по проекту и под наблюдением архитектора А. С. Хренова. Сейчас этот дом реставрирован как замечательный образец модерна начала ХХ в. Восстановлена планировка и затейливые кованые украшения интерьера, представляющие тропический сад из фантастических побегов и цветов. Такая же по дизайну шахта лифта, на которую нанизаны округлые этажные площадки. Ясно, что такую красоту в сочетании со всеми удобствами могли себе позволить далеко не все квартиросъемщики. Поэтому до Первой мировой дом арендовали Высшие женские архитектурные курсы (мастерские, аудитории и жилой пансион).
На деньги за аренду недвижимости и на дивиденды от золотодобычи Сергей Васильевич и произвел автофурор в провинциальном Петрозаводске. Интересно, что дом Муяки в 1920-е вновь стал «доходным». Он был приспособлен под коммуналки для петроградского пролетариата.
Смерть за царя
Кроме того, из фактов биографии следует, что отставной полковник был убежденным монархистом и чтил царствующую династию, особенно первого императора Петра Алексеевича. Поэтому он обновил свою автоигрушку и посещение Марциальных Вод в преддверии 300-летия дома Романовых (1913 год). После 1917 года Сергей Васильевич пытался спасти династию, участвуя в белом движении. Но не успел, подобно тысячам однополчан, уйти на пароходе в Стамбул или Констанцу и скончался от тифа в Новороссийске в 1920 года в возрасте 54 года.
Явленные им преимущества автотранспорта над гужевым (один конский навоз на улицах чего стоит!) были с энтузиазмом приняты и распространены в Петрозаводске и уездах. Скоро в губернии появились легковые, грузовые автомобили и мотоциклы. Сначала у богатых лесопромышленников Захаровых, у высших чиновников. Скоро вся эта техника была поставлена на службу советского партийно-хозяйственного аппарата.