Транспортный каприз за ваш счет. Пассажирские перевозки хотят дотировать

В полку присосавшихся к госбюджету в целом и к петрозаводской казне в частности стоит ожидать пополнения. Так, в ближайшие год-два мэрия начнет приплачивать транспортным компаниям из бюджета Петрозаводска. В обмен на дотации городские власти рассчитывают получить дополнительные рычаги давления на перевозчиков. В то же время нефинансовое решение транспортной проблемы в горадминистрации упорно игнорируют.

   
   

Цена рычагов

Крестовый поход против частного бизнеса на общественном транспорте власти начали в сентябре прошлого года. Именно тогда на волне недовольства пассажирскими перевозками в Петрозаводске республиканское начальство впервые озвучило идею частичного огосударствления автобусных маршрутов в городе. Дескать, пусть перевозчики покупают автобусы в лизинг и возят по графику, а все убытки мы компенсируем из бюджета.

По оценкам заместителя транспортного ведомства РК Юлии Мизинковой, убытки при такой организации городских перевозок втрое превышают выручку, а на приплату перевозчикам пришлось бы тратить почти четверть городского бюджета – примерно полтора миллиарда рублей.

Еще осенью власти заявляли, что такой транспортный банкет Петрозаводск позволить себе не в состоянии, а поэтому пассажирские перевозки неплохо бы отдать в республиканское ведение. Но с приходом Владимира Любарского на пост градоначальника о передаче общественного транспорта под опеку республиканской власти предпочли больше не говорить. В остальном же намерения властей остались теми же – доплачивать перевозчикам из казны в обмен на соблюдение графика. Известна такая схема под именем регулируемого тарифа, перейти на который Владимир Любарский хочет к 2023 году.

Опыт подсказывает

Впрочем, регулируемый тариф – не единственный способ субсидировать транспортные компании. Как рассказал заместитель начальника отдела транспортного планирования московского института «РосдорНИИ» Сергей Мокроусов, есть еще и так называемые брутто-контракты, при заключении которых мэрия платит перевозчикам за намотанные километры, а плата за проезд идет в бюджет. Но, судя по словам мэра, такой вариант отбросили.

Упаковать частичное огосударствление перевозок планируют при помощи социологических исследований и математических моделей. То и другое готов выполнить «РосдорНИИ» – за 20 миллионов рублей. Правда, как и что делать, пока что в транспортном институте точно не знают.

«На данный момент тяжело ответить, так как серьезные исследования в отношении Петрозаводска нами еще не проводилось, – говорит Сергей Мокроусов. – Но можно отметить типовые проблемы городов России, которые, согласно нашему опыту, мы увидим и в Петрозаводске – неуправляемость маршрутов, работающих по нерегулируемым тарифам, дублирование троллейбусной сети автобусными маршрутами, изношенность подвижного состава общественного транспорта, отсутствие удобных сервисов для пассажиров – таких как проездной билет, объявление остановок в общественном транспорте, низкопольный подвижной состава на линии».

   
   

Под ноги посмотрите

Удобные сервисы – хорошо, но для начала неплохо бы навести порядок на дорогах и остановках. Таково мнение водителей автобусов.

«Все эти спецы, которых постоянно приглашают для наведения порядка на маршрутах – они что? – недоумевает петрозаводчанин Александр Дружинин. – Спецы из МРЭО ГАИ и так уже навели порядок на дорогах города, понаставив светофоры со стрелками где надо и не надо. В результате по городу невозможно стало ездить в любое время. Пробки от Мурманской до Ленина, от Гоголя до Ленинградской и т.д. Сколько уже говорили. Почему лесовозы и камневозы при наличии обводной дороги едут через город? При том что в городе нет ни камнеобрабатывающих цехов, ни деревообработки. Сколько пробок они создают. Почему ДПС не принимают меры по очистке остановок от постороннего транспорта? Ведь из-за них ни троллейбус, ни маршрутка не могут подъехать к остановке, а дпсники проезжают мимо, не обращая внимания. Так, может, сначала нужно порядок навести на городских дорогах, а потом смотреть на изношенный транспорт? Пассажирам же главное в пробках не стоять и до места вовремя доехать, а в каком автобусе сидеть, не такая уже разница. Замените хоть весь общественный транспорт на новый, это вам ничего не даст, пока не наведёте порядок на дорогах города. Убрать грузовой транспорт и пускать только по пропускам, как в Москве. Отрегулировать работу светофоров. Обратить внимание на забитые остановки общественного транспорта, на которые ГАИ внимания не обращает. Пока такие вопросы не будут решены, замена транспорта и урегулирование интервалов ничего не дадут».