Сказка и игра. Средства познания мира особым ребенком

Добрые сказки и проигрывание бытовых сюжетов необходимы каждому ребенку. Особенно велика роль игры и сказки для детей с ограниченными возможностями здоровья. Так, с помощью сказки ребята приобретают новый социальный опыт, наблюдая за жизнью героев, познают мир.
Главное в работе с особыми детьми - создание комфортной атмосферы, которая не только заинтересует ребенка, но и поможет полностью погрузиться в сказочное и игровое пространство, поверить в безграничность своих возможностей.

   
   

Сказочная работа

Специалисты Центра «Родник» огромное внимание уделяют работе со сказками и  игровой деятельности. Здесь реализуются программы «Ладушки», «Сказки на ладошках» Работа в группе, по мнению специалистов, помогает ребятам восполнить дефицит общения при помощи специально подобранных игр и упражнений, способствует расширению активного и пассивного словаря.

«Ладушки»

Программа «Ладушки» направлена на создание коррекционно-развивающей и обучающей среды для детей с тяжелыми множественными нарушениями с целью развития умения общаться невербальными средствами, выражать эмоции вокализациями. Необходимым условием для данной категории детей является эмоциональная и сенсорная насыщенность занятий. Специалисты постоянно находятся в контакте с детьми, что позволяет привлечь и удерживать внимание, включаться в предметную деятельность, при необходимости  выполнять игровые упражнения «рука в руке», пока ребенок сам не начнет активно действовать, повторяя движение за взрослым. Яркие эмоции при успешном действии с предметом передаются другим участникам группы, вызывают интерес к взаимодействию. Каждое групповое занятие имеет определенную структуру: ритуалы приветствия и прощания. Обязательно используются сенсорные, ритмические игры и релаксационные упражнения. Положительный отклик у детей отделения вызывают упражнения с музыкальными инструментами, яркими звуковыми игрушками. Содержание каждого занятия зависит от индивидуальных особенностей детей,  их психических возможностей и соматического здоровья.
Специалисты в своей работе используют много  интересных и полезных для развития игр и упражнений, таких как  пальчиковые, двигательные игры с использованием потешек и детских стишков.

«Сказки на ладошках»

дети, руки, братья, сестры Фото: pixabay.com

Основной целью этой программы является создание условий для развития познавательной сферы и общения с помощью театрализации сказок. Дети с ограниченными возможностями здоровья с удовольствием «играют» в сказку. Сказки подбираются специалистами с учетом возраста и индивидуальных особенностей. Наиболее подходящими для занятий с  детьми с множественными нарушениями являются простые и понятные русские народные сказки.
Отражение эмоционального состояния персонажей сказки закрепляется ее проигрыванием совместно с детьми. Кукольный настольный театр  проводится на столе за ширмой с использованием кукол «Би-ба-бо», также используются различные предметы и материалы для создания сказочной атмосферы. Театр на столе - доступный и  удобный способ привлечения воспитанников отделения в театрализацию. Так как у большинства ребят ограничены возможности произвольных движений, общей и мелкой моторики, есть трудности с захватом и удержанием предметов, то для совместной театрализации хорошо подходят куклы «Би-ба-бо», которые одеваются на руку и легко удерживаются ребенком. Возможность принимать активное участие в постановке вызывает на лицах ребят улыбки, эмоции радости,  удивления, а также желание играть и общаться со взрослыми и сверстниками.  
Игры и сказки вносят огромный вклад в развитие детей и расширяют их социальный опыт. В результате проведения комплекса занятий у детей наблюдается  положительная динамика в развитии эмоционально-волевой сферы, навыков вербальной и невербальной коммуникации, познавательной активности.

Учитель-дефектолог Смирнова Е.Н., психолог Сухова М.Н.

Смотрите также: