Грунтовые дороги в Карелии некомфортны. Обилие камней и мокрых, болотистых мест заставляет изрядно потратиться на земляные работы и ежегодные ремонты. Все путешественники по северным губерниям мечтали о шоссейных дорогах. Например, А. С. Пушкин надеялся на многочисленные шоссе только в отдаленном будущем, поскольку единственное шоссе Москва – Петербург было построено лишь в 1834 году.
Если и были в Олонии 19 века приличные дороги, то на очень короткий срок. Например, к приезду высокого лица губернские власти могли устроить что-то вроде шоссе исключительно на том отрезке пути, по которому оно прибудет в наш город. Один из гостей даже пошутил, обратившись к жене губернатора: не служил ли ваш муж сапером? Дорога у него – настоящее шоссе!
Шел Саша по шоссе…
Это грунтовая дорога, «укрепленная щебеночною корою» или другим твердым материалом. Щебень фракцией от 3 до 5 см получали ручным дроблением или, в исключительных случаях, – на камнедробилках. Толщина слоя щебня минимум 5 дюймов, то есть более 12 см, зависела от тяжести экипажей, от плотности грунта, от твердости раздробленных камней и от тщательности укатки тяжелыми (от 150 до 400 пудов весом) катками. И то эта кора постепенно прорезалась узкими колесами груженых телег и экипажей. Содержать шоссе было накладно. Кроме того, пыль летом и грязь осенью. Идеальными для колесного транспорта были торцовые (из вертикально установленных бревенчатых шестигранников) мостовые, но они были дороги и служили не так уж долго.
В городах дешевле и проще было обзаводиться булыжными мостовыми. В пушкинские времена таковых, кроме Москвы, Питера и Одессы, почти не было. Булыжные мостовые в Петербурге появились только к концу 18 века, да и то лишь на центральных улицах. Были они, как известно, жестки и неприятны, да к тому же требовали постоянной починки через каждые 3-4 года.
Но все это в больших городах. А в провинциальном Петрозаводске с его обилием разнокалиберного булыжника сама судьба повелела мостить улицы камнем. Само собой, начали с центральной улицы – Мариинской (К. Маркса). А то перед гостями неудобно: на одной из первых открыток главная улица представляла широкую разъезженную полосу грязи глубиной примерно по щиколотку. В начале 20-го века, когда Москва и Питер уже вовсю щеголяли асфальтовыми одеждами, у нас по-прежнему мостили камешками. Но теперь уже второстепенные улицы – Садовую (ул. Кирова), Бородинскую (пр. Ленина) и Александра Невского.
В советские времена темпы дорожного благоустройства даже несколько замедлились. Только там, где уж никак нельзя было обойтись грунтовой дорогой, мостили булыжный панцирь. Так, в начале 1930-х вымостили отрезок бывшей улицы Троцкого (затем ул. Дзержинского) от Неглинки до ее пересечения с каменным пр. Ленина. И дело было вовсе не в особом уважении к имени грозного председателя чека. Просто тяжелые водовозки вязли едва не по ступицу, когда поднимались к проспекту от городского колодца, что был устроен напротив нынешней школы №17.
Пожиратель бензина
К началу войны все наиболее важные транспортные коридоры имели булыжную одежду. По ним мелко тряслись громыхающие полуторки и трехтонки. Помягче, но все-таки ощутимо сопротивлялось такое шоссе легковым горьковским «эмкам» или изделиям итальянского или немецкого автопрома. Казалось, автомобилю с его мягким резиновым колесом и масляными амортизаторами не помешают жесткие каменные округлости. Но дело не только в комфорте. Стало известно, что булыжники ввергают шоферов в перерасход бензина на десяток-другой процентов по сравнению с асфальтовым покрытием. Кроме того, Карелию втайне планировали сделать союзной республикой. По этой причине нашему столичному городу Москва милостиво разрешила обзавестись асфальтированными мостовыми. Первым этой чести традиционно удостоился проспект К. Маркса. Перед войной на тротуаре перед новенькой гостиницей «Северная» и на проспекте задымили чаны с битумом. Рабочие совковыми лопатами сноровисто засыпали древний булыжник черной пахучей смесью. По единственно асфальтированному проспекту в октябре 1941 года прокатил парад завоевателей.
В начале 1951 года председатель горсовета рапортовал: «Город имеет… дорог, замощенных булыжным камнем, 31 км; имеющих усовершенствованное покрытие 5,2 км; гравийных дорог 25 км. И остальные 66,8 км городских улиц находятся в неисправном состоянии (…на Перевалке, Кукковке, в железнодорожном поселке, ДСК). Почти непроезжими являются улицы Курганская, Заводская, Кузьмина, Крупской, Володарского (в конце) и др.» Эра асфальтированных тротуаров и мостовых только начиналась.