Коллектив играет необычную средневековую музыку, участвует в съемках исторических фильмов и часто гастролирует. Однако концерты в Петрозаводске бывают очень редко. Чем сейчас занимается творческий коллектив, легко ли музыкантам сохранять группу и как работается в Музыкальном театре с новыми дирижерами, рассказал участник группы «Drolls», идейный вдохновитель, барабанщик Алексей Никитин.
Марина Бедорфас «АиФ-Карелия»: В последнее время коллектив «Drolls» совсем не выступает в Петрозаводске. Сохранился ли ваш коллектив?
Алексей Никитин: Возможно, что нас не так часто видно, но мы никуда не пропали, продолжаем концертировать. Летом, например, достаточно хорошо прокатились по стране. Начали с фестиваля в Сургуте «Мангазейский ход», затем - «Времена и эпохи» в Москве. Там же сделали новую фотосессию. Потом побывали в Нарве (Эстония) на фестивале «Длинный Герман». К слову, так называется башня нарвской крепости. Дальше были Ганзейские дни в Тихвине. После Тихвина поехали на фестиваль «Гнёздово» в Смоленск. Не забываем про скоморошью программу, которую исполнили на фестивале «Словиша» в Великом Новгороде. И в Петрозаводске так же играли на фестивале «Онего. Легенды севера». Не только играли, а преподали мастер-класс по изготовлению шведской обертоновой флейты. А напоследок посетили Беларусь, древний город Полоцк на фестивале «Рубон».
Как видите, стараемся вести активную деятельность. 18 октября нашему ансамблю исполнилось 18 лет. Правда, в этом году мы не стали отмечать дату концертом, как это делали в последнее время. Хочется представить вниманию что-нибудь новенькое, а новое только в разработке.
«Carmina Burana»
- Расскажите, над чем сейчас работаете?
- Мы сейчас работаем над новым проектом с хором университета. Три года назад сделали удачный совместный концерт на сцене большого зала петрозаводской консерватории, который назывался «Cantigas» и был посвящен испанским духовным песням. Кстати, в апреле этого годы мы не менее удачно исполнили эту программу на сцене обновлённой мурманской филармонии с мурманским камерным хором «Амадеус». А сейчас мы готовим новую концертную программу «Carmina Burana». Сразу хочу сказать, что наша «Carmina Burana» не имеет отношения к знаменитой кантате Карла Орфа. Это будет самостоятельная программа на основе средневековой музыки и текстов. Выступление запланировано на 13 апреля на сцене большого зала Петрозаводской консерватории. Следите за новостями и добро пожаловать на концерт.
- Сложно сохранять музыкальный коллектив? Играть музыку, зарабатывать и еще жить на эти деньги? Почему некоторые коллективы существуют десятилетия, а другие распадаются, не успев толком начать?
- Однозначного ответа дать не могу. Думаю, немало зависит от руководителя, идейного вдохновителя, от того, насколько участники близки друг к другу во взглядах, от музыкальных интересов, исполнительского уровня и много чего еще. Мы существуем уже 18 лет, и я не знаю, как нам удалось остаться в одном и том же составе все это время, даже несмотря на то, что Дмитрий Черевко (духовые инструменты) уже почти десять лет живет далеко от Петрозаводска. Могу сказать, что объединяет - это общая идея. И пока эта идея не утратила свою актуальность, пока есть желание эту идею реализовывать, то есть и повод не прекращать дело, а развивать и развиваться. Зарабатывать же игрой на музыкальных инструментах можно, но сложно. Мы не можем себе позволить заниматься только «Drolls», поэтому совмещаем работу в оркестрах, школе и консерватории с творчеством в ансамбле. Многое зависит от умения организовать концерты. Чтобы прожить, играя только в ансамбле, нужно играть, по меньшей мере, с десяток концертов в месяц, а организовывать такую регулярность, я думаю, должны специалисты. Так сказать, разделение обязанностей: одни играют, другие организуют. Но, так как мы не имеем своего импресарио или продюсера, а делаем все сами, то приходится совмещать работу и творчество.
Два дирижера
- Вы - профессиональный барабанщик, работаете в Музыкальном театре Карелии. Новый сезон - новый дирижёр. Есть изменения?
- В этом сезоне у нас в театре появились сразу два новых дирижера. Это Хесус Навейра, испанец, закончил консерваторию в Санкт-Петербурге. И Владимир Кулагин - выпускник петрозаводской консерватории. Оба - молодые, разные по темпераменту и стилю работы. Никаких глобальных перемен в связи с их приходом нет. Они, можно сказать, уже освоились, идет обычный рабочий процесс.
Зарплата явно не по статусу
- Как живет оркестр в театре? Будут ли в этом сезоне премьеры?
- Жизнь оркестра идёт своим чередом. Работаем с текущим репертуаром. Новые музыканты, пришедшие в новом сезоне, входят в курс дела. Готовимся к насыщенному спектаклями декабрю. Самая большая проблема в оркестре для музыканта - это низкая заработная плата, явно не соответствующая статусу музыкантов.
Однажды автомеханик, у которого я ремонтирую машину, поинтересовался уровнем зарплаты в храме искусств и был очень удивлен ее размером. Его зарплата в три-четыре раза превышает зарплату музыкантов с высшим образованием. Согласно майским указам президента к 2018 году зарплата в бюджетной сфере должна быть доведена до уровня средней зарплаты по региону, но я сильно сомневаюсь, что это произойдет. Обманут. Впрочем, как обычно. До сих пор зарплата осталась на уровне пятилетней давности и даже немного понизилась. Приходится совмещать две-три подработки, потому что на одной ставке невозможно обеспечить даже себя, не то что семью.
- Но культурная жизнь все-таки в Карелии еще есть?
- Не могу ответить за всю культуру в Карелии, но считаю, что культурная жизнь весьма насыщенна. Четыре профессиональных театра, филармония, три музыкальные школы, музыкальный и педагогический колледжи, консерватория, дом творчества, школа искусств, многочисленные детские вокальные, инструментальные, танцевальные и театральные студии, творческие коллективы самой разнообразной тематики создают богатую основу для активной культурной жизни. В Петрозаводске почти каждую неделю проходит какой-нибудь конкурс или фестиваль. Пока Тимофей, младший сын, не стал ходить в вокальную студию, я и не подозревал, как много проходит различных мероприятий детского творчества. Педагоги молодцы, руки не опускают, работают с детьми. А сколько местных интересных коллективов выступает на различных площадках города! Вот недавно был в кафе «Кивач» на концерте квартета «Power on». Очень хороший уровень, и такую музыку в республике никто больше не играет. И подобных самобытных и интересных коллективов в Петрозаводске много.
Большая концентрация образованных музыкантов побуждает появление новых проектов самых разнообразных музыкальных стилей. Вот даже я, долгое время проиграв в «Drolls», в этом году решил попробовать себя в новом качестве. И теперь играю в квартете «La fet», организованный из педагогов школы искусств. Исполняем очень приятную музыку в лёгкой джазовой обработке. 17 ноября мы будем играть в клубе «Бегемот» и, пользуясь случаем, хочу пригласить всех на наш концерт.
Семейное дело
- Теперь в семье музыкой занимаетесь не только вы, но и младший сын под руководством мамы?
- Да. Младший сын Тимофей в этом году изъявил желание учиться играть на кларнете и поступил в музыкальную школу. А весь прошлый учебный год он ходил в вокальную студию «Поколение» во Дворце творчества на улице Красной. И, надо сказать, у него неплохо получается заниматься музыкой. К своим девяти годам он уже стал победителем нескольких вокальных конкурсов и достаточно легко осваивает блок-флейту. Он занял второе место в своей возрастной категории на конкурсе «Молодёжная волна 2016», первое место на детском «Голосе» в Петрозаводске, гран-при (вместе со мной) на семейном конкурсе «Две звезды», второе место на конкурсе «Балтийское созвездие» в Санкт-Петербурге, первое место в конкурсе «Звёзды над Онего» и буквально две недели назад стал лауреатом первой степени на конкурсе «Молодёжная волна 2017». Хочу отдельно поблагодарить руководителя студии «Поколение» Анну Иосифовну Хуттунен за такой мощный старт.
- А вы не думали о том, что не стоит ему идти в музыканты?
- Как говорится, поживём - увидим. Честно говоря, не хочется, чтобы Тимофей выбрал профессию музыканта. Многим эта профессия хороша, кроме заработка. Но если он решит, что музыка - это его призвание, что ж, придется принять этот выбор и помочь.