Для чего нужны расчетные центры?
В соответствии с российским законодательством собственники многоквартирных домов (МД) могут выбрать три формы управления общедомовым имуществом:
1. Управляющая организация (УО);
2. Товарищество собственников жилья (ТСЖ);
3. Непосредственное управление.
Этот вопрос решается на общем собрании собственников МД и если выбирается способ управления УО и ТСЖ, то плата за содержание общедомового имущества и коммунальные услуги вносится этой управляющей организации или ТСЖ (за исключением случаев наличия прямых договоров между ресурсоснабжающей организацией (РСО) и собственниками ).
УО(ТСЖ) – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель заключает договоры с различными организациями для обеспечения комфортного проживания в МД, в том числе с РСО на поставку ресурсов (тепловая энергия, холодная, горячая вода, стоки, электроэнергия и т.д.) в дом, либо самостоятельно исполняет часть функций.
Получив от собственников (нанимателей) плату за жилищно-коммунальные услуги УО(ТСЖ), рассчитывается с РСО и другими организациями по заключенным договорам.
Управление многоквартирным домом – это большая организационная работа, и зачастую в УО работают менеджеры - управленцы, а те или иные работы заказываются специализированным организациям. Например, аварийно-диспетчерская службы – организация, которая функционирует круглосуточно, без выходных и праздников – в своем штате содержит инженерно-технический персонал, или клиринговая компания, которая производит уборку подъездов один или два раза в неделю. Таким образом организовывая управление МКД УО(ТСЖ) может существенно сэкономить, т.к. содержать своих диспетчеров и уборщиц зачастую бывает не выгодно.
Если говорить об услугах по расчетам за жилищно-коммунальные услуги с собственниками (нанимателями), то это также большая, требующая специального образования работа. Прежде всего, необходимо программное обеспечение, которое либо покупается, либо разрабатывается самостоятельно. Учитывая изменения в законодательстве, это программное обеспечение требует постоянной доработки/изменения, сопровождения, а значит и дорогостоящих трудозатрат специалистов IT-технологий. Расчетные центры специально создавались для выполнения этих задач и существуют во всех городах РФ. У каждого расчетного центра свой функционал, но по большому счету они ничем не отличаются от организации, выполняющей узкие функции для нескольких заказчиков в лице УО и ТСЖ.
Так, ООО «Расчетно-информационный центр жилищного хозяйства» («РИЦ ЖХ») выполняет услуги для УО и ТСЖ по расчету платы за ЖКУ, сумм мер социальной поддержки (льгот), формированию платежных документов, доставки их до потребителей, ведению лицевых счетов, баз данных по начисленным и оплаченным суммам, формированию отчетов, внесению информации в государственную информационную систему (ГИС ЖКХ). Отдельный блок работы – работа с должниками за ЖКУ – направление претензий, заявлений о выдаче судебных приказов, исковых заявлений, исполнительных документов и т.д.
Кроме того, ООО «РИЦ ЖХ» является платежным агентом, т.е. организацией, которая принимает плату за ЖКУ от собственников (нанимателей) на свой расчетный счет, пробивает кассовые чеки и перечисляет деньги УО (ТСЖ). Оплачивая квитанцию через любую кредитную организацию, банки осуществляют перевод денежных средств с расчетных счетов потребителей на расчетный счет нашей организации. Деятельность платежных агентов регулируется пунктом 15 статьи 155 ЖК РФ и Федеральным законом № 103-ФЗ от 03.06.2009г.
Почта России также принимает платежи населения и является субагентом по отношению к ООО «РИЦ ЖХ» Далее приводится схема финансовых потоков и отчетности по ним перед федеральной налоговой службой.
Как видно из схемы, при работе через платежного агента УО(ТСЖ) нет необходимости приобретать свои кассовые аппараты, нанимать персонал, который будет фискализировать платежи, выполняя таким образом требования федерального закона №54-ФЗ от 22.05.2003г., который предусматривает использование он-лайн касс с 01.07.20019гг .
В заключение хочется отметить, что передавая часть своих функций УО(ТСЖ) экономят деньги собственников (нанимателей) снижая, таким образом, стоимость услуг на содержание МД, при этом не теряя в их качестве.