Лет сто назад, еще до революции, жителей Петрозаводска городские власти иногда баловали новогодними развлечениями. Конечно, они тогда еще не додумались до «Гипербореи» или устройства огромной ёлки на центральной площади города. Зато залить и осветить электричеством каток было вполне по карману городскому магистрату.
Это нехитрое развлечение долгие годы было столь же популярным, как, например, масленичное катание на санях с гористых улиц Александровской или Красной. До Первой мировой в Петрозаводске прошли первые настоящие соревнования по конькам. Сначала среди мужчин на 1500 метров, а потом – детские соревнования на 450 м. Благодаря заметке об этом скромном событии удалось выяснить забавную подробность из истории нашего города.
Серебряный жетон и коньки для победителей
Вообще-то замечательный каток был прямо у Владимирской набережной – на льду Петрозаводской губы Онежского озера. Надо было лишь очистить от снега пространство хотя бы в сотню квадратных саженей – и готов скейтингринг, как его величали в подражание пионерам этого дела, англичанам. Единственное неудобство катка на Онего – пронизывающий ветер с любого румба моментально отбивал у публики всякую охоту пощеголять умением перед противоположным полом.
Поэтому зимой 1909 года городской каток перенесли под защиту вековых деревьев и строений общественного сада. Там залили круглую площадку, в центре которой уже давно красовался столб с бюстом императора Петра. Вот вокруг основателя города и завертелась бесконечная карусель конькобежцев. А в начале февраля решено было устроить состязание по скоростному бегу. Лучшим скороходом стал гимназист по фамилии Мервольф. Фамилия, между прочим, знаменитая.
Известный композитор Рудольф Иванович Мервольф, который как раз в 1909 году заканчивал последний курс Петербургской консерватории и гостил у петрозаводских родственников. За свой рекорд Мервольф был удостоен специально изготовленного серебряного жетона.
Конькобежцы выступали на очень ценившихся в ту пору изделиях финской фирмы «Нурмис». И то, что «нурмисы» были подарены победителям детских состязаний, говорит о солидной организации первых петрозаводских соревнований. Насколько удачны были остроносые, как броненосцы, из хорошей «палаческой» стали коньки, говорит тот факт, что даже в советское время - в 1950 году - «нурмисы» выпускал небольшой заводик на родине Нестора Махно, в г. Гуляйполе.
Вторыми в рейтинге коньков были легендарные «гаги». Правда, после отчаянной борьбы в начале 1950-х за приоритет русской инженерной мысли их исконное название было забыто. Продавались они как коньки для игры в русский хоккей с мячом и назывались «хоккейками», но по существу они ничем не отличались от довоенных, называемых «гаги-дутыши». Такой же прямой ровный по всей длине полоз, вваренный в трубку из довольно мягкой стали (изобретение хитроумного норвежца К. Гагена 1892 года).
Петр I нежно-лилового цвета
Очень поэтично описал очевидец первый петрозаводский каток в первые января. Автор заметки не скупился на лирику. Тут и «просвечивающий за ветками собор в морозной дымке, изящное покачивание конькобежцев под вальс Штрауса (хочется добавить: и хруст французской булки). И румяные лица детей вокруг светло-лилового бюста императора Петра.
А уж когда зажегся «белый нежный свет калильных фонарей и гирлянды разноцветных фонариков, осталось только низко поклониться господам Пименову за пожертвованную электроэнергию, а Павлову (заведующему городской спасательной станцией) – за прекрасный лед».
Остановимся вот на этой очень интересной детали – окраске бюста Петра Первого в светло-лиловый цвет. Он, как известно, был отлит из чугуна и, видимо, давно смущал отцов города своей чернотой. Прямо негр какой-то, а не император! Почему бы его не перекрасить в какой-нибудь светленький колер? Выкрасили ведь в песочный цвет черных львов на Петровской площади – и ничего, даже наряднее смотрятся. Краску для бюста, а заодно и столба, подобрали, пожалуй, чересчур веселенькую – нежно-лиловую. Вот в таком виде чугунный Петр и дождался памятного 1917 года. Как это стало известно? А по фотографии царского фотографа Прокудина-Горского, сделанной летом 1916 года.
Снимал он, правда, не столб с бюстом, а место дворца императора в городском Летнем парке. Но объектив его цветного аппарата был направлен как раз в сторону этой круглой площадки с бюстом. Поэтому за редкими деревьями и кустарником проглядывает ядовито-лиловый цоколь и столь же яркая зелень окантовки. Самого столба и бюста не видно, зато за березой на первом плане (которая слева) видна островерхая башенка и шпиль летнего театра. Вот, убедитесь сами.