Примерное время чтения: 5 минут
572

Как у вокзала вырос шпиль. Свою руку приложили уголовники

Людмила Корвякова / АиФ

По мнению историков архитектуры, автор проекта железнодорожного вокзала в Петрозаводске В. П. Ципулин вдохновлялся историческим обликом старинного городского собора – Петропавловского. Его высокий шпиль и послужил образцом для создания аналогичного на здании вокзала.

«Строители» с ножом за голенищем

Надо сказать, что к весне 1953 года 17-метровый шпиль был смонтирован в еще не отделанном здании вокзала и обшит полированными листами «нержавейки». Чтобы сверкал, значит, не хуже луженой обшивки Петропавловской церкви. Архитектор увенчал шпиль остроконечной звездой в венке из стилизованных лавровых или каких-то других фантастических листьев. Между прочим, на эту эмблему через два года будет походить маленький петличный знак из белого металла – звезда в венке из дубовых листьев. В 1955 году он будет утвержден в качестве эмблемы интендантской и административной службы МВД СССР. Это явное совпадение, но министерство внутренних дел имело-таки непосредственное отношение к строительству вокзала. К сожалению, не совсем продуктивное.

Как раз весной 1953 года, после смерти Сталина, МВД республики отправило сюда сотню уголовников, освобожденных по Бериевской амнистии. Эти «строители» нагнали страху на весь город, запросто вламывались в кабинет прораба, втыкали в стол нож и требовали выписать денег за ударный труд, угрожающе напирая на слово «ударный». Правда, через месяц за кражи и грабежи почти все «отпускники», как их тогда называли, вернулись в привычную среду, за решетку.

Вокзал только что открыт. 1955 год.
Вокзал только что открыт. 1955 год. Фото: Из личного архива Николая Кутькова

Дан приказ олифить нержавейку

Как раз в эти времена на строительстве вокзала служил в качестве прораба Петр Акимович Кочерин. Он был человеком с юмором и вспоминал, в основном, события неординарные, яркие. В том числе и связанные с водружением шпиля. Готовую к подъему конструкцию придирчиво осмотрел один из начальников. Наконец, потрогав рукой полированный бок сооружения, неожиданно предложил: «Проолифить бы надо на всякий случай!» Подчиненные, может, и слышали, что подобная сталь на то и нержавейка, чтобы не портиться от воды, но… приказы надо выполнять. Притащили пару ведер олифы, принесли малярный квач.

Только обмазали, прозвучал приказ машинисту лебедки: «Вира!» Шпиль со звездой пошел вверх. Он медленно и торжественно выплыл под весенние небеса будущей Привокзальной площади и нерешительно замер в ожидании дальнейших команд. Многие выбежали наружу посмотреть, как выглядит вся композиция, задуманная архитектором Ципулиным. И слегка опешили: прежде блестящий и чистенький шпиль весь пестрел какими-то лишайными пятнами. Ясно, что во время подъема на свежую олифу налипла пыль и строительный мусор.

Раздосадованного автора «рацпредложения» те же рабочие утешили: ничего, через полгода олифа подсохнет и облетит вместе с грязью!

В содружестве с кувалдой

На площадь послали прораба Ивана Лысенко, чтобы он с помощью теодолита корректировал вертикаль шпиля. Тот ставил на нужном расстоянии свой точный инструмент и рукой подавал знаки «вправо-влево» – бригадир сверху кричал вниз рабочему, который соответственно подбивал основание конструкции кувалдой. Потом прораб перебегал на другое место и опять «право-лево» – бах-бах кувалдой. Так работали битых два часа: каждый жест прораба громким эхом отзывался под шпилем. До тех пор, пока рабочие под куполом верхней ротонды и бригадир-ретранслятор команд не поняли, что они практически елозят на одном месте. Тогда поступили традиционно: «верхние» расслабились, закурили, а на жесты корректировщика «нижние» лениво реагировали постукиванием кувалды по чему попало. В результате, когда молодой прораб устал бегать и командовать, он не очень уверенно (дело-то ответственное!) дал знак: всё вроде путём, можно приваривать.

Приварили. Но потом сами участники строительства по секрету и особо доверенным лицам проговорились, что обращенное к перрону ребро шпиля получилось немного коробленым, волнистым. Пока шпиль стоял в помещении вокзала, это почему-то было не так заметно. Но в курилке виновников этого недосмотра не раз подкалывали – шутников среди строителей всегда было немало.

Зато для всех прочих сверкающий шпиль (олифа действительно быстро осыпалась) выглядел безукоризненно и стал самым замечательным ориентиром на всю округу. Однако со временем и он состарился – в основе все-таки ржавеющий металл! Поэтому летом 2020 года шпиль сняли и заменили новым – по образу и подобию.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах