К концу года троллейбусное управление в очередной раз оказалось не в лучшем финансовом положении. Вслед за снижением пассажиропотока падает выручка, водители из-за низкой зарплаты увольняются, старые троллейбусы один за другим выходят из строя и требуют ремонта. Но, несмотря на трудности, закрываться предприятие не собирается, одно из решений – увеличении стоимости проезда.
Почему уходят кадры
Причин непростой ситуации в МУП «Городской транспорт» несколько. Так, снижение пассажиропотока из-за связанных с коронавирусом ограничений привело к падению выручки почти в 1,5 раза. Если в 2019 году она превысила 180 миллионов рублей, то в прошлом была менее 129 миллионов. Доходы от аренды, рекламы и услуг электролаборатории тоже просели – с 13,7 миллионов до 12,8. Недополученный доход предприятию компенсировал бюджет, но только отчасти – субсидию увеличили с 76 до 107 миллионов рублей.
Зарплаты сотрудников предприятия росли медленнее, чем в целом по отрасли. В прошлом году водителям в среднем платили 28,7 тысяч, а в этом – 32. Имея возможность зарабатывать больше в другом месте, они стали массово увольняться. Только в 2021 году ушли 20 шоферов, а с 2018 года уволились 50 человек.
«Предприятие испытывает недостаток водителей троллейбусов, кондукторов, специалистов по ремонту и обслуживанию троллейбусов, – говорит директор МУП «Городской транспорт» Виктор Клещев. – Нет и специалистов, которые могли бы обслуживать электронные блоки управления. Основные причины увольнения – низкая зарплата, состояние здоровья, достижение пенсионного возраста, большая изношенность парка и частые поломки на линии, риски и условия пандемии ковида».
Ремонтировать некому
Подвижной состав тоже выходит из строя. Если на начало года у предприятия было 88 «рогатых», то теперь осталось только 74. Списать пришлось 14 машин с двадцатилетним стажем. Переданные безвозмездно Москвой и Санкт-Петербургом подержанные «кони» ситуацию не спасают. Так, из десяти переданных в прошлом году московских троллейбусов на маршруты время от времени выезжают только два. Остальные требуют ремонта – от 100 тысяч рублей до миллиона на машину в зависимости от поломок.
С троллейбусами из Петербурга дело сложилось лучше: из 17 полученных в прошлом году машин 14 выходят на работу. Новые же троллейбусы последний раз приобретались почти десять лет назад: пять низкопольных машин ВМЗ «Авангард» – в 2012 году, два вологодского завода «Транс-Альфа» – в 2013-м.
Ставка на реорганизацию
Выход из сложившейся ситуации троллейбусное управление ищет, но быстрых решений нет. Не так давно 16 человек отучились на курсах водителей троллейбусов за счет службы занятости, 12 из них уже приступили к работе. В следующем году планируется увеличить минимальную водительскую ставку до 35 тысяч рублей.
Однако такое повышение станет возможным только при увеличении стоимости билета с сегодняшних 25 до 30 рублей. При нынешнем пассажиропотоке МУП в таком случае начнет получать по два дополнительных миллиона рублей. Вопрос о повышении стоимости проезда рассмотрят депутаты на сессии Петросовета 17 декабря.
«Недавно принятое решение о субсидии из республиканского бюджета в 300 миллионов рублей кардинально может изменить положение с парком предприятия, – отмечает Виктор Клещев. – Мы рассчитываем на покупку 15-16 современных троллейбусов, что составляет почти половину из выходящих ежедневно на линию машин. Постараемся спланировать сразу на один-два маршрута, чтобы горожане почувствовали другой уровень комфорта».
Должна помочь и обещанная правительством РК реформа общественного транспорта в Петрозаводске. Как отметил начальник городского комитета ЖКХ Андрей Бекелев, новая транспортная схема разрабатывается с минимальным дублированием автобусных и троллейбусных маршрутов. Продолжится модернизация системы оплаты проезда. В порядке эксперимента один из троллейбусов перейдет на работу без кондукторов – оплачивать проезд пассажиры будут самостоятельно с помощью валидатора. Если опыт окажется удачным, то от кондукторов в дальнейшем откажутся. Кроме того, будут введены транспортные карты – с разными тарифами и включением пригородных маршрутов.