В лесопарковых зонах Петрозаводска сердобольные горожане устроили не одно кладбище домашних животных. Между тем хоронить собак и кошек категорически запрещено. Закопанные в землю трупы становятся источником серьезных бактериологических инфекций, опасных для человека.
Источник заразы
Кладбищ домашних животных в Петрозаводске можно насчитать едва ли не с десяток. В парке «Зеленый берег» между Перевалкой и Древлянкой, на Кургане, у железной дороги на Кукковке, в Сулажгоре, на набережной Варкауса и на берегу в Сайнаволоке – вот лишь самые известные. Встречаются и одиночные могилы – в окрестностях города и опять-таки вдоль железнодорожных путей. Памятник почившей кошке, портрет усопшей собаке, венок безвременно ушедшему псу – не хватает разве что рюмки и карамельки.
«Ничего плохого в этом не вижу, – говорит жительница Петрозводска Елена Крюкова. – Если людям так легче, пусть существуют такие кладбища».
Однако такое использование парков и берегов вряд ли можно назвать приемлемым. Во-первых, не ясно, по какому праву хозяева домашних животных приватизируют их под собственные нужды. Во-вторых, бродячие собаки и домашние псы нередко разрывают свежие могилы, рискуя заразиться инфекциями от трупа. Переносчиками заразы могут стать и грызуны, а по весне возбудители заболеваний могут попасть в грунтовые воды.
«Существуют ветеринарные правила перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов, – говорит начальник Республиканского центра ветеринарии и консультирования Оксана Зайцева. – Они вступили в силу с 1 января 2021 года – раньше действовал другой документ. Так вот, трупы животных и птиц отнесены к биологическим отходам, которые запрещено закапывать в землю, вывозить на свалки, сбрасывать в овраги, водоемы и мусорные контейнеры. Как утилизировать? В биотермических ямах либо подвергать кремации. Причем для болевших животных допустима только кремация».
Кремировать умершего питомца следует в специализированных организациях – есть и государственные, и коммерческие.
Друг, но не человек
Мэрия Петрозаводска не раз напоминала о запрете кладбищ домашних питомцев, но рекультивировать их так и не отважилась.
«По нормативно-правовым актам владельцы не имеют права закапывать умерших животных в неизмененном виде в землю. Предусмотрено захоронение в скотомогильниках или кремация - говорит председатель Первого петрозаводского общественного приюта для животных Владимир Рыбалко. - Специальных разрешенных кладбищ, где можно было бы захоранивать прах, нет. Поэтому одни хозяева либо обращаются в специализированные организации, где животных кремируют, другие закапывают в землю, ставя импровизированный памятник. В крупных городах стали организовывать нечто вроде колумбариев, где можно захоронить прах. Животных, умерших в приюте, мы кремируем – есть договор со специализированной организацией. Или кремируют в лаборатории, в которую мы отдаем умершее животное для выяснения причин смерти. Вопрос, который еще только предстоит решить городским властям».
«Никаких специальных обрядов захоронения животных в православной церкви не существует, – поясняет священник из Новой Вилги Станислав Распутин. – Особое отношение – только к человеку. В отличие от зверей, он наделен разумом, обладает свободной волей и бессмертием души, а поэтому, по учению церкви, продолжает жить вечно, даже после смерти физического тела. Тем не менее, курьезные ситуации бывают – например, когда приходят с просьбой отпеть домашнего питомца. Ставить или изображать крест на памятнике животному тоже никакого смысла не имеет».
Практика захоронений четвероногих по человеческому образцу неоднозначна и со светской точки зрения. Хотя чувства понять можно.
«Традиция хоронить и ставить памятник означает серьезную эмоциональную связь, – отмечает психиатр Виктор Лебедев. – Ставя памятники собакам и кошкам, люди просто копируют человеческую традицию. Иногда мы даже говорим, что собака или кошка – член семьи. А раз член семьи, то странно его хоронить иным порядком. Эмоциональная связь с животным не позволяет человеку поступать по-другому. Другое дело – сохранение памяти. В исследованиях по кладбищам домашних животных описаны даже могилы с крестами, хотя, очевидно, религиозная атрибутика не свойственна животным. Животные не верят в Бога, у них нет религии как у людей. Но здесь важен сам посыл. Хозяева переносят сложные культурные атрибуты, связанные с религией, на своих питомцев. Иначе говоря, животных приравнивают к людям».