Первые «живые фотографии» были показаны в Париже, а через три года, 7 августа 1898 года очередь дошла и до Петрозаводска. Правда, с премьерой иллюзиона горожанам не повезло. Зато потом этот великий немой годами выжимал из нас слезы на киномелодрамах и заливистый хохот на кинокомедиях.
Первый киносеанс
В городе не было электроэнергии, да и пленка была плохого качества. Кроме того, питерские гастролеры, заманившие первых зрителей на показ французского чуда, зарядили аппарат «вверх ногами», поэтому зрители в течение нескольких минут ничего не могли понять – по белой простыне-экрану плясали-гримасничали какие-то тени. Но ничего, халтурщиков даже не побили и не потребовали назад кровные полтора рубля за коротюсенький сеанс (в Питере он стоил 20 копеек).
Одураченные петрозаводчане посмеялись над собой и забыли о сомнительном аттракционе на целых три года. Говорят, в 1901 году в городском общественном саду хозяин лесопилки в устье Лососинки иногда давал электроэнергию для кинопоказов. Но только с пуском первой городской электростанции появилась возможность регулярно показывать «настоящую фильму». С 1911 года начал работать городской синематограф «Сатурн», потом - «Ренессанс» и «Триумф». В советское время в бывшем духовном училище недалеко от городской пристани с 1929 года действовал кинотеатр «Красная звездочка» (вместо к/т «Динамо» погранотряда).
Были когда-то такие дешевые папиросы «Красная звезда» с изображенным на пачке военным мотоциклистом. А называли их в обиходе «Звездочкой». Как и наш городской кинотеатр. Карелкинопрокат, организованный в 1925 году в виде кинопрокатной базы, зажигал подобные звездочки во всех районах республики, что приносило ощутимую прибыль. Не столько финансовую, сколько политическую. В «Звездочке» некогда готовили служителей культа, а в советские времена кино также воспитывало веру. Веру в героев, веру в мифы и идеалы своего времени.
Афиши «по телефону»
Кино, выполнявшее серьезную государственную функцию, не обходилось без комического. В 1960-х Карелкинопрокат рассылал яуфы, жестяные коробки с кинофильмами в отдаленные поселки и села. Предварительно работник проката звонил заведующему клубом, чтобы тот распорядился насчет афиши. И вот здесь-то будущего зрителя и ожидали сюрпризы. Иногда афиша на стене клуба обещала один фильм, а на экране появлялся немножечко другой. Такое случалось из-за несовершенства нашей телефонной связи, дефектов произношения передающей или невнимательности принимающей стороны.
В результате художники сельских клубов перевирали киноафиши. Они получали от того, кто в это время был ближе к телефону, рукописную бумажку или, что гораздо хуже, устную информацию. Ясно, что игра в испорченный телефон рано или поздно давала сбои.
Сколько тополей на Плющихе
При этом особенно не везло диковинным, экзотическим названиям. Тогда документальный фильм о дружественной Камбодже «Дар Меконга» (1960 год) превращался в пугающую «Бармаконгу». На заявку от районного клуба «что-нибудь ко Дню физкультурника» наш кинопрокат послал документальный «Наша рекордсменка», оказавшийся кинорассказом о породистой свиноматке. Или культовый художественный фильм из ГДР «Чингачгук — Большой Змей» (1967 год) менял подданство и становился китайцем «Чин Гач Гуком». Иногда на стенах сельских клубов (в том числе и в КАССР) появлялись вот такое рукописное извещение о предстоящем кинопоказе (в скобках – настоящее название фильма): «Хоть убей» («Кочубей», 1958 год), «Оборванец» («Сорванец», Венгрия, 1958 год), «Нормальное небо» («Нормандия-Неман», 1965 год), «Граната и браслет» («Гранатовый браслет», 1965 год), «Вороная» («Виринея», 1968 год).
Порой авторы таких афиш чуть-чуть ошибались с числительными: «Два тополя на Плющихе» (все-таки «Три тополя …», 1968 год). Или делали киновинегрет: сегодня в клубе «Кавказская пленница, или Приключения неуловимых»!
Но все эти мелкие недочеты ничуть не убавляли всеобщей любви наших зрителей к отечественному и зарубежному кино.