Место городского района в Петрозаводске под названием Перевалка первоначально освоили путейцы Мурманской железной дороги. В 1916 году там, на левом берегу Неглинки они построили локомотивное депо, подвели туда железнодорожные ветки. Потом, конечно, дошла очередь и до лесопогрузочной площадки, и до жилого поселка, который сразу же получил неофициальное имя - Индия.
Лесоповал – дело государственное
1930-й год положил начало масштабному освоению лесных богатств Карелии. С этого времени все колхозники уже не имели права увиливать от лесозаготовок. Крестьяне и раньше привлекались к этому государственному делу, а теперь почти всё население поголовно должно было выставить на лесные работы более-менее трудоспособных: артельщиков, женщин и даже подростков. Уклонявшихся (кулаков – в первую очередь) ожидал суд, неминуемый срок или высылка.
Именно с началом массового раскулачивания к западу от Петрозаводска один за другим появились несколько барачных поселков. Там среди болотистого леса жили и работали не совсем вольные лесорубы Лососинского леспромхоза. Часть из них трудилась по оргнабору (вербовке) из Белоруссии и Татарской АССР, часть – из местных крестьян. Жильё они строили сами, на скорую руку, и даже минимальным комфортом эти рубленые дома, больше похожие на амбары, не отличались.
От лесных делянок в сторону города была проложена коннолежневая дорога, по которой потащились бесконечные санные обозы с бревнами. В конце пути древесину перегружали (переваливали) на железнодорожные платформы. Поэтому весь производственно-жилой район в народе называли не иначе как Перевалка, хотя официально – не сразу. Постановлением президиума горсовета в первом полугодии 1937 года уже был утвержден распланированный жилой квартал Перевалочная биржа. Трудовое имя еще даже не района, а просто квартала отразилось в названиях первых улиц – Лежнёвой, Перевалочной, Дровяной, Тракторной, Колхозной, Индустриальной. Две последние не прижились…
Перевалку захватил Маннергейм
Десять лет продолжались вырубки леса, всё дальше и дальше в сторону Финляндии уходили усы лежневки, по которой одновременно с лошадками начали курсировать первые лесовозные автомобили. Тогда и территория Перевалки начала приобретать жилой вид. Процессу заселения места не помешал появившийся неподалеку от лежневки небольшой объект военного назначения – стрельбище.
В 1935 году работники перевалочной биржи, транспортники и грузчики получили первые участки и построили у погрузочных эстакад жилые дома. Многосемейные и личные, с обязательным приусадебным участком. Обзавелись новой кирпичной двухэтажной школой, нашлось место и городскому кожно-венерологическому диспансеру, и ремонтно-механическим мастерским. А к югу от основной застройки пока еще отдельным своеобразным островком смотрелись здания нового лесного техникума. Оттуда, с улицы Высотной хорошо был виден весь город.
В конце сентября 1941 года по конно- и автолежневке в сторону Перевалки двигалась, тесня немногочисленные заслоны Красной армии, финская пехота. В лесном барачном поселке (высота 198,6) финны окружили и заставили сдаться оставшихся в живых красноармейцев. Прибывших на место боя маршала Маннергейма и генерала Хеглунда поразило неказистое жилье советских лесорубов. Далее финны наступали уже беспрепятственно.
Индусы с улицы Дровяной
А еще у Перевалки было неофициальное имя, даже прозвище. Ее местные жители именовали Индией. С чего бы это? Некоторые обитатели района предполагали, что из-за локального мягкого климата. Дескать, холодный воздух стекает от нас по склону вниз, к набережной. Такое бывает, например, на высоких горах национального парка «Паанаярви». На самом же деле прозвище возникло в связи с разрешением в июне 1936 года на Перевалке и на Кукковке за железнодорожной линией строить индивидуальное жилье. Кукковку, правда, Индией никто не величал – два разных района не могли иметь одинаковых прозвищ. Дальнейшее развитие района было впереди – послевоенная Перевалка полностью заняла всё междуречье, став вровень с самыми большими районами города.