Сейчас они уже не в моде, но до и после войны этот вид транспорта был любим детьми и взрослыми. Для них нужен плотно утоптанный снег или чистый лед. Сейчас в городах тротуары стараются очищать от наледи и посыпать песком. Поэтому финским саням на наших зимних улицах стало некомфортно.
Налетели как ветер
После этих моих слов во время рассказа о зимних развлечениях петрозаводских пацанов я увидел, как округлились глаза деревенских слушателей. А рассказывал-то вовсе не о бандитах с ножиками, а о своих сверстниках, которые не очень ловко управляли необычными для российской глубинки санями. Финскими санями, которые мы привыкли называть финками. Как выяснилось, такие санки (potkukelkka, что состоит из двух слов: «лягать» и «сани») были заимствованы финнами у их ближайших соседей – шведов. Но в Россию и Эстонию они попали через Суоми, поэтому к ним и приклеилось прилагательное «финские». В Петрозаводске они прижились в начале 1930-х. Тогда в Карелию прибыли тысячи этнических финнов из Америки и соседней Суоми. На наших улицах появились конструкции из двух пружинистых стальных полозьев, соединенных впереди перемычкой и оборудованных пассажирским сидением. Причем за счет гибкости полозьев саночник мог даже маневрировать. ОТЗ тут же наладил выпуск таких санок в специально выделенном цехе. Ввиду массовости такого транспорта в 1936 году горсовет даже запретил финки на всех центральных улицах города.
Финские сани совершенно великолепны на льду. Особенно в оттепель, когда сверху образуется пленка воды, которая и обеспечивает плавность скольжения.
Медвежья лапа в помощь
Финки скоро стали любимым видом зимнего транспорта. И не только городского. Во время ноябрьского дежурства на острове Кижи в начале 1970-х видел, с каким успехом использовали их кижские пожарники. Пять километров от Волкострова по только что установившемуся льду немолодой мужик пролетал буквально за 15 минут. Надо было только снабдить толчковую ногу какой-нибудь шипованной галошей. Кстати, для чистого льда изобретательные финны такую когтистую обувь наподобие медвежьей лапы использовали уже давно.
Не менее изобретательные петрозаводчане в небогатые послевоенные годы тоже проявили креативность, выдумав сверхэкономичный способ изготовления эрзац-финок из длинной водопроводной трубы. Ее сгибали пополам, спереди заворачивали кренделем – и готово громоздкое и тяжелое на ходу подобие финских санок.
Аэрофинки
А в самом начале 1960-х сам я был свидетелем такого чуда. На проспекте Карла Маркса со стороны площади Ленина выехал человек на обычных, классических финках. За плечами у него висел какой-то рюкзак. Он остановился, неловко скособочился, дергая за какую-то веревку, в результате чего «рюкзак» вдруг взревел и застрекотал, дунув на меня ветром от пропеллера и дымом выхлопа. Через минуту финки с моторизованным (двигатель от бензопилы или мопеда?) водителем уже исчезли из виду, привлекая своим голосистым аппаратом всеобщее внимание. Больше я ни разу не встречал этого аэросаночника и ничего не слышал о нем. Наверное, его транспорт не очень понравился автоинспекции, хотя в те годы автомобильное движение даже на главных улицах было, мягко говоря, не больно интенсивное.
А потом довелось увидеть в Интернете современную фотографию финна с точно таким же аппаратом за спиной. Оказывается, в Финляндии сегодня можно встретить всяческие модификации таких саней – с пропеллером, с движителем в виде шипованного колеса, с гусеничным приводом. Но более всего там в почете безмоторные скоростные, спортивные, больше похожие на трековый велосипед с короткими параллельными полозьями вместо колес. На них устраивают соревнования и, чем черт не шутит, может быть, скоро суомалайнены заявят гонки на potkukelkka в качестве олимпийского вида спорта.