Любой петрозаводчанин знает, где находится Северная точка. Как ни странно, она расположена на южной окраине города. Строить ее начали перед войной, в 1938 году, а назвали так из соображений секретности. Предприятие должно было выпускать и испытывать торпеды для морского флота.
Вообще-то могли назвать секретный военный завод и «Южной точкой», но таковая уже имелась за семь лет до закладки петрозаводской точки. В городе Каспийске, в 18 км от Махачкалы было построено такое же торпедостроительное предприятие. Технология производства на обеих «точках» была одинаковой: торпеды собирали в береговых цехах, потом везли на пристрелочную станцию, стоявшую в открытом море или озере, проверяли скорость хода и точность траектории. После испытания торпеду отлавливали, перебирали, сушили, вставляли боевой заряд и отправляли на склад готовой продукции. А что Вы знаетет об этой странице истории?
Северная точка
Итак, правительство санкционировало создание, как сказано в документе, торпеднопристрелочной станции на Онежском озере. Работы начались у выхода из Петрозаводской губы, чтобы на просторе следить за пуском и поведением торпед. Завод должен был выпускать и совершенствовать мины и торпеды с устройством безударного подрыва. Через год станция уже получила статус машиностроительного предприятия «Северная точка». К 1941 году здесь были построены: корпуса трех цехов, гараж, 172-метровая набережная, вынесенное далеко в озеро полигонное сооружение для пуска торпед и наблюдения за их испытаниями. К заводу были подведены железнодорожные пути, автомагистраль и питьевой водопровод.
На прежде необитаемом месте возводился по существу небольшой город-спутник, соединенный с центром города железной дорогой и регулярными рейсами дрезины с пассажирскими вагонами. В окрестностях нынешней улицы Чернышевского начали строить городок с двухэтажными оштукатуренными домами для рабочих и комфортабельными кирпичными зданиями для ИТР завода. Эти дома и сейчас можно видеть вдоль Ключевского шоссе и на ул. Чернышевского. Кочегарку и угольные сараи для новых домов сооружали из каменноборского камня, в том числе использованного от разборки порохового каземата на месте пробной батареи Александровского завода. Когда в прошлом году инициативная группа горожан предложила сохранить эти сараи как памятники истории, пришлось их разочаровать. Конечно, очень хотелось бы иметь живых свидетелей истории – настоящие пороховые сараи для испытания орудий, но, к сожалению, это невозможно. Вот если бы каменные казематы не подверглись разборке и переделке…
С началом войны самое ценное оборудование завода эвакуировали в Казахстан (город Петропавловск), где выпускали зажигательные и глубинные бомбы. Финны-оккупанты приспособили береговые цеха для производства газогенераторной чурки для своих автомобилей. Несколько десятков военнопленных красноармейцев пилили циркулярками березовые и осиновые бревна и топориками кололи чураки на маленькие полешки. Сразу же после освобождения города эти корпуса также использовали в качестве деревообрабатывающих. Сырья для обработки было изобилие – плавник. Аварийную древесину собирали в Сайнаволоке и по временной узкоколейке привозили на завод. И только через год в связи с технологической невозможностью продолжать испытание и отладку торпед завод решено было перепрофилировать в судостроительный.
Южная точка
До 1941 года каспийская «Южная точка» (официально она именовалась заводом «Дагдизель») произвела и поставила флоту более четыре тысяч торпед. Петрозаводская «Северная точка» не успела завершить строительство и досталась финской армии. Финны почему-то решили, что это авиационное предприятие, намеревавшееся выпускать авиаторпеды. Такими, например, отбивался от немецких подлодок и кораблей кригсмарине наш Северный флот (об этом снят прекрасный фильм «Торпедоносцы»).
До 1943 года «Дагдизель» работал в три смены, выпуская в год по 1,5 тысяч торпед, то есть дал нашему ВМФ больше половины всего объема морских мин и торпед. Когда война приблизилась к Северному Кавказу, «Дагдизель» был эвакуирован в Алма-Ату. А в Каспийск перебросили производство авиационных торпед. Захватить «Южную точку» немцам не удалось и наши морские летчики исправно получали продукцию завода до полного окончания боевых действий на Черном море.
После войны выяснилось, что испытанные на мелководных акваториях Онежского озера и Каспия боевые изделия уже не отвечают возросшим требованиям ВМФ. Нужны были глубоководные торпеды, способные действовать с глубин от 200 до 500 метров, а «Южная» и «Северная точки» располагали максимум 15-ти или даже 13-метровыми глубинами. Испытания новых торпед продолжились на Черном море. «Дагдизель» был окончательно закрыт в 1966 году. Торпедопристрелочная станция «Южной точки» до сих пор стоит в открытом море, напоминая очертаниями известный всему миру форт Боярд.