Примерное время чтения: 6 минут
1274

Южную точку на карте называли северной. Секретный завод не успели достроить

Любой петрозаводчанин знает, где находится Северная точка. Как ни странно, она расположена на южной окраине города. Строить ее начали перед войной, в 1938 году, а назвали так из соображений секретности. Предприятие должно было выпускать и испытывать торпеды для морского флота.

Вообще-то могли назвать секретный военный завод и «Южной точкой», но таковая уже имелась за семь лет до закладки петрозаводской точки. В городе Каспийске, в 18 км от Махачкалы было построено такое же торпедостроительное предприятие. Технология производства на обеих «точках» была одинаковой: торпеды собирали в береговых цехах, потом везли на пристрелочную станцию, стоявшую в открытом море или озере, проверяли скорость хода и точность траектории. После испытания торпеду отлавливали, перебирали, сушили, вставляли боевой заряд и отправляли на склад готовой продукции. А что Вы знаетет об этой странице истории?

Тест: Какое оружие испытывали в Петрозаводске?

Северная точка

Итак, правительство санкционировало создание, как сказано в документе, торпеднопристрелочной станции на Онежском озере. Работы начались у выхода из Петрозаводской губы, чтобы на просторе следить за пуском и поведением торпед. Завод должен был выпускать и совершенствовать мины и торпеды с устройством безударного подрыва. Через год станция уже получила статус машиностроительного предприятия «Северная точка». К 1941 году здесь были построены: корпуса трех цехов, гараж, 172-метровая набережная, вынесенное далеко в озеро полигонное сооружение для пуска торпед и наблюдения за их испытаниями. К заводу были подведены железнодорожные пути, автомагистраль и питьевой водопровод.

Рисунок из генплана «Северной точки». Так должен был выглядеть завод
Рисунок из генплана «Северной точки». Так должен был выглядеть завод Фото: Из личного архива Николая Кутькова

На прежде необитаемом месте возводился по существу небольшой город-спутник, соединенный с центром города железной дорогой и регулярными рейсами дрезины с пассажирскими вагонами. В окрестностях нынешней улицы Чернышевского начали строить городок с двухэтажными оштукатуренными домами для рабочих и комфортабельными кирпичными зданиями для ИТР завода. Эти дома и сейчас можно видеть вдоль Ключевского шоссе и на ул. Чернышевского. Кочегарку и угольные сараи для новых домов сооружали из каменноборского камня, в том числе использованного от разборки порохового каземата на месте пробной батареи Александровского завода. Когда в прошлом году инициативная группа горожан предложила сохранить эти сараи как памятники истории, пришлось их разочаровать. Конечно, очень хотелось бы иметь живых свидетелей истории – настоящие пороховые сараи для испытания орудий, но, к сожалению, это невозможно. Вот если бы каменные казематы не подверглись разборке и переделке…

Советские военнопленные за работой в бывших цехах «Северной точки».
Советские военнопленные за работой в бывших цехах «Северной точки». Фото: Из личного архива Николая Кутькова

С началом войны самое ценное оборудование завода эвакуировали в Казахстан (город Петропавловск), где выпускали зажигательные и глубинные бомбы. Финны-оккупанты приспособили береговые цеха для производства газогенераторной чурки для своих автомобилей. Несколько десятков военнопленных красноармейцев пилили циркулярками березовые и осиновые бревна и топориками кололи чураки на маленькие полешки. Сразу же после освобождения города эти корпуса также использовали в качестве деревообрабатывающих. Сырья для обработки было изобилие – плавник. Аварийную древесину собирали в Сайнаволоке и по временной узкоколейке привозили на завод. И только через год в связи с технологической невозможностью продолжать испытание и отладку торпед завод решено было перепрофилировать в судостроительный.

Южная точка

До 1941 года каспийская «Южная точка» (официально она именовалась заводом «Дагдизель») произвела и поставила флоту более четыре тысяч торпед. Петрозаводская «Северная точка» не успела завершить строительство и досталась финской армии. Финны почему-то решили, что это авиационное предприятие, намеревавшееся выпускать авиаторпеды. Такими, например, отбивался от немецких подлодок и кораблей кригсмарине наш Северный флот (об этом снят прекрасный фильм «Торпедоносцы»).

До 1943 года «Дагдизель» работал в три смены, выпуская в год по 1,5 тысяч торпед, то есть дал нашему ВМФ больше половины всего объема морских мин и торпед. Когда война приблизилась к Северному Кавказу, «Дагдизель» был эвакуирован в Алма-Ату. А в Каспийск перебросили производство авиационных торпед. Захватить «Южную точку» немцам не удалось и наши морские летчики исправно получали продукцию завода до полного окончания боевых действий на Черном море.

Торпедопристрелочная станция «Южной точки» на Каспии.
Торпедопристрелочная станция «Южной точки» на Каспии. Фото: Из личного архива Николая Кутькова

После войны выяснилось, что испытанные на мелководных акваториях Онежского озера и Каспия боевые изделия уже не отвечают возросшим требованиям ВМФ. Нужны были глубоководные торпеды, способные действовать с глубин от 200 до 500 метров, а «Южная» и «Северная точки» располагали максимум 15-ти или даже 13-метровыми глубинами. Испытания новых торпед продолжились на Черном море. «Дагдизель» был окончательно закрыт в 1966 году. Торпедопристрелочная станция «Южной точки» до сих пор стоит в открытом море, напоминая очертаниями известный всему миру форт Боярд.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах