aif.ru counter
492

Эссойльское хозяйство: сохранить и приумножить

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 3. "АиФ-Карелия" №3 17/01/2018

Наверное, ни одна отрасль республиканской экономики не обсуждалась в уходящем году так часто, как сельское хозяйство. Скандал в Медвежьегорске и Пряже, приход нового министра, перекраивание регионального бюджета-2018 с увеличением расходов на сельхозпроизводство… Прокомментировать происходящие в отрасли процессы мы попросили генерального директора АО «Эссойла» Насиба Абдуллаева.

Эссойла в плюсе

Прежде чем говорить о конкурентах, стоит обрисовать собственное положение на рынке, считает директор. Год хозяйство закончило с небольшим, но «плюсом» - это в регионе уже воспринимается как чудо. В ушедшем году АО «Эссойла» перешло на новый этап работы: введен в эксплуатацию цех по переработке мяса и мясопродуктов собственного производства. Теперь эссойльская продукция – не только молочные, но и мясные продукты. Прибавилось в Карелии одним собственным мясным брендом.
Более того: торгует колбасами само предприятие, минуя посредников. Петрозаводчане, возможно, уже обратили внимание на автолавки с фирменной символикой хозяйства – таких в карельской столице две, и еще две лавки-прицепа. В наступившем году к ним добавятся три стационарные точки: предприятие выиграло тендеры на аренду земельных участков в Петрозаводске для установки стационарных торговых павильонов. Таким образом, мест продажи продукции собственного производства станет 7, в планах довести их количество до 15, и там и до 21. И все они будут под фирменной вывеской АО «Эссойла»: если этого нет, а вам говорят, что продукты из Эссойлы – значит, вы имеете дело с мошенниками.

Производитель вынужден торговать

Эссойла
Эссойла Фото: Из личного архива Насиб Абдуллаев

По словам Насиба Бахышевича, новый вид бизнеса предприятие освоило не от хорошей жизни. Бизнесмен считает, что производитель не должен заниматься продажами, на это есть магазины и торговые сети. Но торговцы предлагали за продукцию слишком низкие цены, а пробиться на прилавки федеральных торговых сетей практически невозможно. Решив не тратить время и нервы на борьбу с ними, эссойльцы просто стали зарабатывать на продаже сами.
Цену здесь держат среднюю. Это, уверен директор, показатель качества. Не может килограмм качественной, изготовленной из натурального мяса колбасы стоить меньше, чем килограмм сырого мяса!

Такое просто невозможно чисто математически: переработка либо делает продукт дороже (вложения – зарплата работников, расходные материалы, энергоносители и пр.), либо мы имеем дело не с чистым продуктом, а с суррогатом. Но если некачественную одежду можно выкинуть, то продукты питания поступают в наши организмы, и к этому нужно относиться очень внимательно. Если не по карману купить дорогую колбасу, считает Насиб Абдуллаев, – лучше купить кусок обычного мяса. Зато за свою продукцию он отвечает: только натуральные компоненты.

Полный цикл

Конечно, во многом успех хозяйства обеспечен условиями: на сегодня АО «Эссойла» - единственное сельхозперерабатывающее предприятие в республике, где существует полный цикл производства. Свое стадо, свой молокозавод, свой цех по переработке мяса, теперь свои торговые точки… Даже запчасти для производства здесь изготавливают в собственных ремонтно-механических мастерских.
Конечно, и этого хозяйства касаются общие для всех проблемы. В первую очередь - это северный климат. Хотя, утверждает директор предприятия, именно в карельском климате молочное животноводство развивается лучше, чем на юге, как бы парадоксально это не звучало. На холоде животные больше едят – а значит, лучше нагуливают вес и увеличивают выработку молока. Поэтому показатели надоев у нас – одни из лучших в стране, поэтому молочное животноводство здесь нужно развивать в первую очередь и вкладываться в него, не жалея средств – все потом воздастся сторицей. И в содержание земельных угодий – в первую очередь. Ведь, в отличие от другого суперприбыльного для Карелии бизнеса – форелеводства – молочное животноводство не имеет негативных побочных эффектов вроде загрязнения озер.  

молоко
молоко Фото: pixabay.com

Проблемы отрасли

Но вот с землей, необходимой под заготовку сена, силоса и сенажа в регионе совсем туго. Край тысячи озер – а вокруг озер сплошные болота. АО «Эссойла» было одним из первых сельхозпредприятий, создавших специальное подразделение по мелиорации земель.  
Похоже, в региональном правительстве это поняли. Об этом говорит и приглашение в Карелию Владимира Лабинова на должность министра сельского хозяйства – а его коллеги по отрасли считают высочайшим профессионалом. Именно его заслуга в том, что в 2018 году депутаты карельского парламента почти в два раза увеличили финансирование отрасли по сравнению с запланированным изначально. На поддержку сельхозпроизводителей будет выделено 645 млн рублей, в том числе 112,5 млн за счет средств федерального бюджета.
Но есть проблемы, которые нельзя решить простым голосованием: речь идет о тарифах, и в первую очередь об электроэнергии. С начала 2017 года ее стоимость, по подсчетам Насиба Абдуллаева, выросла на 23,7 процента, горюче-смазочные материалы подорожали примерно на 20 процентов, на 11 процентов – запчасти… Дорожает все. Но если включить эту составляющую в цену конечного продукта – он останется на полках магазина. Низкая покупательская способность погонит население за более дешевым товаром, и опять встанет вопрос здоровья. Если молоко «живет» только 72 часа – как оно может иметь срок реализации в месяц? Очень просто: оно накачано антибиотиками, которые все живое убивают – и вредное, и полезное. А наш организм привыкает к антибиотику и уже не реагирует на него во время лечения от серьезных заболеваний. Но российский ГОСТ такое позволяет…

Главное - люди

И все же АО «Эссойла» продолжает развиваться, несмотря на все трудности. В чем секрет? Вернее, сформулируем вопрос по-другому: почему у других, еще недавно успешных хозяйств  - тех же Пряжинского совхоза и Медвежьегорского молокозавода - это не получилось?

«Главное – люди, человеческий фактор, - уверен Насиб Абдуллаев. – Каждый человек должен находиться на своем месте. Нашим бизнесом должен заниматься либо владелец предприятия, который именно этим зарабатывает деньги, либо хорошо оплачиваемый менеджер-профессионал. Такие люди были и в Пряже, и на ММЗ – но они ушли, а предприятия достались тем, кто ничего не смыслил в сельском хозяйстве, да и зарабатывать на нем не собирался…»

По словам директора АО «Эссойла», нужно помнить и о высокой социальной ответственности. Если бы не их предприятие, поселок Эссойла наверняка разделил бы участь десятков других таких же, опустевших и заброшенных. А сейчас здесь создаются рабочие места, ширится производство, строятся жилые дома.

«Главное в нашем деле – сначала сохранить, а потом приумножить, - считает генеральный директор. - Не требуется придумывать что-то новое, от Советского Союза нам досталось богатое наследие. Просто им нужно грамотно воспользоваться. Есть колоссальные возможности – надо лишь хорошо поработать, заинтересовать людей, и самое главное – сохранить сельхозугодья, землю. Делать это нужно сегодня, завтра будет поздно».

Оставить комментарий (0)


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах