Примерное время чтения: 8 минут
952

Наталья Гальцина. На фоне карельского балета

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 8. "АиФ-Карелия" №8 21/02/2018
Наталья Гальцина / Из личного архива

Книга Натальи Гальциной «Автопортрет на фоне карельского балета» вышла в свет в конце прошлого года. Тираж этого исторического очерка, мягко говоря, ограничен - 50 экземпляров. Это все, на что у автора книги хватило средств. Трижды она подавала заявку на господдержку, чтобы увеличить количество экземпляров, но пока гранты на книгоиздательство достались другим авторам.
Сейчас Наталья Гальцина собирает документы на соискание премии правительства Карелии. Признается, что средства нужны только для дополнительного тиража. О том, как ей удалось продлить карьеру балерины на 10 лет, как она уходила из театра и почему возникла идея написать книгу, известная карельская балерина, заслуженная артистка России и Карелии Наталья Гальцина рассказала «АиФ-Карелия».

История балета

Марина Бедорфас «АиФ-Карелия»:  Наталья Васильевна, вы - артистка, балерина, сейчас педагог, почему вдруг возникла потребность написать книгу?

Фото: Из личного архива/ Наталья Гальцина

Наталья Гальцина: В 1994 году я вынуждена была уйти из театра: тогда я просто предложила новые условия работы - контракт и зарплату в долларах, но соизмеримую с российской действительностью. Меня не услышали. Я покидала свою сцену, я оставляла там всю свою жизнь. До сих пор не могу без комка в горле об этом вспоминать. Тогда меня спасла моя подруга - режиссер ГТРК Карелия Светлана Генкина. Она предложила мне делать телепрограмму «Площадь искусств». И я за 4 года создала 13 выпусков о наших артистах, режиссерах, деятелях культуры. Потом я обнаружила, что могу писать, и начала сотрудничать с газетой «Лицей», где выпустила  ряд статей о корифеях карельского балета.  Почему - то сейчас молодые артисты приходят в театр и уверены, что с них все и начинается. Вот и в своей книге мне хотелось сохранить то, что может быть утрачено или забыто: имена, фотографии - историю карельского балета.  До этой книги у меня была еще одна - «Стоит жить». Она вышла в 2004 году и была посвящена первому руководителю Музыкального театра Карелии Сергею Звездину, который был его создателем, при нем появилось здание нынешнего театра. На первую книгу, кстати, в Министерстве культуры нашлись средства - 100 тысяч.

- Ваша книга сочетает в себе автобиографию, очерк и историю карельского балета. Как вам это удалось?

- Вы знаете, эту книгу можно даже просто смотреть. Большинство фотографий здесь опубликованы  впервые. Это также возможность сохранить их. Я хочу особенно отметить работу автора макета, замечательного художника в широком смысле этого слова - Николая Осипова. Благодаря ему книга смотрится современно и одновременно с налетом старины.  В целом она выросла из моей диссертации, которую я защитила в Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой. Вместе с тем она рассчитана как на профессионалов, изучающих историю балета, так и на широкий круг читателей, которые  любят балет и театр.

Сценический век

 - Жизнь балерины на сцене очень коротка. Как вам удалось танцевать главные роли до 48 лет?

- Да, обычно артисты балета выходят на сцену до 38 лет, я же ушла в 48, но при этом вынуждена была покинуть сцену, а вполне могла и чувствовала в себе силы продолжать работать. Ну, я активной была всегда и очень любила танцевать. Для меня специально ставили хореографические миниатюры, а список балетных партий, опубликованный в книге, - это целый репертуар театра. Соглашусь, что далеко не всем балеринам так везет. Ну, а когда в театре для меня не было работы, я родила сына. И за это я даже благодарна театру. Сын - историк, кандидат исторических наук, а еще у него поэтический талант. Он уже опубликовал четыре сборника своих стихов. Живет и работает в Петербурге.

Гальцина
Гальцина Фото: Из личного архива/ Наталья Гальцина

- После ухода со сцены вы начали преподавать?

- Преподавать я начала в 1987 году в Школе искусств Карелии, когда еще танцевала на сцене.  Там я выпустила целый курс. Две мои выпускницы имеют свои танцевальные школы и преподают. Большинство танцовщиц, получая образование, уходят в педагогику. Сейчас я руководитель детской балетной студи при Музыкальном театре Карелии. Вообще я такой человек: что жизнь мне приносит, то я и принимаю. Но делать стараюсь хорошо, отдаю все, как артист на сцене, как будто в последний раз. Студия принимает участие в различных конкурсах и фестивалях. Сейчас мы вышли в финал Национальной премии «Будущее России», и в конце апреля должны поехать на гала-концерт в Москву. Посмотрим, какой там будет результат.

Балет - не для всех

- Много ли детей занимается балетом в Петрозаводске? И неужели нет желающих повторить ваш успех?

Фото: Из личного архива/ Наталья Гальцина

- Сейчас в нашей балетной студии занимаются 54 воспитанника. Это немало. У нас работают четыре группы -  дети от 7 до 16 лет. Как правило, наши выпускницы потом уходят в другие профессии либо поступают в колледж культуры и продолжают обучение для того, чтобы стать педагогами. А выходить на сцену театра в спектаклях - это совсем другая история.  Балерина должна получить широкое образование. Мы в студии даем только классический танец. В 10 лет детей принимают в хореографическое училище и учат 9 лет. Учат всему. Наше тело очень консервативное, над ним надо долго и тщательно работать, а чтобы появился артист балета, конечно, нужен талант. Это не просто встать на пальцы. В Вагановском училище есть даже подготовительная группа, туда набирают детей с 7 лет, готовят к поступлению. Артисты балета - это строжайший и очень сложный отбор.

- Что скажете о сегодняшней труппе Музыкального театра?

- Я считаю, что у нас сейчас очень сильная труппа, хорошие артисты. И, конечно, руководитель Кирилл Симонов - талантливый хореограф и режиссер. Вы знаете, зритель очень хороший приходит в театр. Не бездумный, холодный, а думающий и чувствующий, сопереживающий. Это радует. Конечно, в труппе много замечательных артистов из Японии и мало наших. Все потому, что наши выпускники не идут в провинциальные театры, здесь очень маленькая зарплата. Приезжают японцы - они просто фанаты своего дела. Как правило, начинают в Японии, а доучиваются уже в России, потом остаются здесь работать. У нас прекрасные балетные постановки. У меня есть рецензии почти на каждый спектакль Симонова. Считаю, что он современный хореограф, со своим особым видением, опытом, в том числе и европейским.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах