Спортивные площадки у большей части петрозаводских школ давно пришли в негодность или вовсе отсутствуют. Печальная картина запустения на пришкольных территориях стала настолько привычной, что многие с трудом понимают, в чём, собственно, дело. Тем временем здоровье ребят год от года лучше не становится.
За школьным забором
Характерный пример заброшенности – гимназия №37 на набережной Ла-Рошель. Здесь больше 800 учащихся. Тесный двор на косогоре с разбитым асфальтом, торчащими колдобинами и парой труб, изображающих тренажеры, – вот и вся спортивная инфраструктура. Разумеется, здесь никто уроки не проводит – учителя вынуждены водить учеников на запасное поле у стадиона «Спартак» или на площадку с тренажёрами у Лососинки. По факту урок длится 20 минут – остальное время занимает ходьба туда и обратно.
У ряда школ спортивные площадки есть, но заниматься там опасно. К примеру, на футбольном поле у четвёртой и пятой школ торчат булыжники, а у школы №33 вместо ворот лежит по два валуна. Мест для занятий физкультурой тоже зачастую не хватает. Так, в девятой школе в спортивном зале уроки идут у четырёх младших классов одновременно.
«В системе отечественного образования есть три основных предмета: русский язык и литература, математика и физическая культура, – говорит председатель общественного совета по физкультуре и спорту Леонид Байтман. – Все они изучаются на протяжении всех одиннадцати лет обучения в школе. Но если выпускник не будет знать, как решить бином Ньютона, он не умрёт. А вот если он не сможет убежать, перепрыгнуть или поднять, он погибнет или не спасёт жизнь другому. Вот из чего надо исходить. А кроме того, подумать, какой процент школьников – больные».
Однако и новые сооружения оставляют желать лучшего. С одной стороны, они сделаны без учёта вандализма – к примеру, на баскетбольной площадке в пойме Лососинки кольца обломали на следующий день после установки. А с другой –они попросту травмоопасны. У металлических конструкций торчат огромные болты, а у одной из школ футбольные ворота и вовсе сделаны с нарушением здравого смысла. Точка опоры у них смещена назад, а по линии штанг сверху поставлены баскетбольные кольца.
На что уходят деньги
У такого положения дел есть свои причины. Во-первых, новые стандарты к спортивным сооружениям при школах применимы только к построенным или реконструированным объектам. А значит, пятачок с разбитым асфальтом в качестве спортивной площадки вполне допустим, если он находится рядом со старой школой. Во-вторых, дело, как обычно, в ограниченных средствах и расстановке приоритетов.
«На ремонт школьных спортзалов нужно около 66 миллионов рублей, а на спортивные сооружения – больше 128 миллионов, – рассказывает начальник городского управления образования Светлана Пахомова. – В среднем спортзалы оснащены на 70% – оснащённость варьируется от 20% до 100%, а спортивные сооружения – на 60%. Здесь разброс от 0 до 95%».
В то же время, как подчеркивает Светлана Пахомова, многие школы нуждаются в капитальном ремонте. К примеру, кровли и систем теплоснабжения. По данным городского центра ремонтно-строительных услуг, аварийные бригады выезжали в школы за три осенних месяца 305 раз, а заявок было подано – 5300. Поэтому приходится расставлять приоритеты. Но за последние годы деньги давали не только на неотложный ремонт зданий, но и на спортплощадки. Так, в нынешнем году отремонтировали спортзал второй школы, а два года назад оборудовали спортплощадки у школ №14, 20, 17 и у университетского лицея.
Тем не менее мнение спортивной общественности города однозначно: в существующем состоянии принимать спортивные объекты при школах нельзя. Однако все надзорные органы – от управления образования до Роспотребнадзора – ставят подписи под актами проверки готовности как ни в чём не бывало. Только вот результаты таких проверок вызывают сомнение.
«Надо бы глубоко задуматься, не формальные ли вам акты сдают, – говорит депутат Петросовета и бывший директор лицея №13 Галина Васильева. – Я докажу, что руководители сдают формальные акты, а вы верите. И вы все скрываете истинное положение дел в образовании. Но когда проблему скрывают, то потом на ней спотыкаются».
«Школы огорожены добротными заборами, но за заборами, простите, коровий выгон. Площадки пустуют, в то время как в городе нет земли под строительство спортивных сооружений. Поэтому мы считаем, что на пришкольных площадках надо установить модульные спортзалы с игровым и тренажерным залами, а также помещением для адаптивной физкультуры, – предлагает Леонид Байтман. – Десять-двенадцать таких залов в городе необходимо. Во-первых, жителям окрестных кварталов будет куда ходить. А во-вторых, такое решение вопроса разгрузит в школах основные залы и обеспечит внеклассную работу. А во второй половине дня такие сооружения можно сдавать. При дельном предложении со стороны власти инвесторы найдутся».