В 2020 году Петрозаводск стал столицей российского дизайна – в городе проходит фестиваль с одноимённым названием. В интервью «АиФ» председатель Союза дизайнеров Карелии Егор Пермяков рассказал, какую пользу принесёт городу новый титул, каких дизайнерских решений не хватает городу и почему не стоит бояться амбициозных проектов.
В сухом остатке
Антон Соловьев, «АиФ Карелия»: Егор, что останется от фестиваля для города?
Егор Пермяков: В первую очередь мы популяризуем дизайн как таковой. И не только дизайн, но заодно архитектуру и искусство. Потому что дизайн выступает в роли площадки, на которой могут вести диалог власти, бизнес и общественность. Он позволяет консолидировать силы и понять, каким путём идти дальше. Во-вторых, в городе проходит конкурс светотехнического дизайна. Есть предварительная договорённость о том, что петрозаводская администрация сможет изготовить и установить в Петрозаводске световые конструкции, которые окажутся лучшими. В-третьих, мы организуем конкурс на лучший бренд города. В рамках конкурсного отбора мы рассмотрим не только представленные конкурсантами логотипы Петрозаводска, но и предложения по городской навигации и придомовым знакам.
– Но световые конструкции, логотипы и навигация – ещё не всё?
– То есть над проектами работают, а деньги?
– Мы закладываем финансирование, так как хорошие специалисты не станут принимать участие в конкурсах, если не будет призового фонда. Нас поддерживает ряд бизнесменов, они готовы вложить средства в материалы. Но вообще, финансирования нашего фестиваля нет. Мы держимся за счёт собственных средств и стипендий Союза дизайнеров России.
Дизайн – это политика
– Почему дизайн городской среды важен?
– Как выглядит Петрозаводск с точки зрения дизайнера?
– Проблема заключается в том, что в Петрозаводске нет эстетического органа власти. Нет ни главного художника, ни главного архитектора. Но даже того и другого недостаточно. Во многих городах России – к примеру, в Смоленске – есть целые отделы по дизайну городской среды. То есть несколько дизайнеров, архитекторов, художников работают в штате над проектированием парков или отбором рекламы. Городские власти не могут расплатиться с частниками, значит, они должны взять профессионалов в штат. Создать государственный проектный отдел. Тем более что такой отдел был и в советское время, и в 2000-х годах. Потому что всё, что касается города, – государево дело. У нас же сложилась ситуация, когда дизайнеры, художники и архитекторы работают по отдельности. А в идеале они должны работать в команде.
Смело, но тщательно
– В июне стелу «Город воинской славы» решили установить на Аллее городов-побратимов, примыкающей к площади Кирова. Вы предлагали место на набережной, почему?
– Да, идея установки стелы на набережной – как бы в продолжении проспекта Ленина – возникла у тогдашнего министра спорта Александра Воронова, который и предложил мне разработать проект. Я загорелся, потому что стела – тот случай, когда нужно найти интересное решение. К примеру, в Грозном стелу поставили в самом примечательном месте города, причём увеличив в размерах в три раза. Люди не боятся амбициозных решений, у нас же есть какой-то страх. Ни общественность, ни власти не готовы сделать смелый шаг. Все мы часто бываем в Европе, но осуществить грандиозный проект мы боимся. Страх – точно не то, чем стоит руководствоваться. Стела на воде – оригинально и неповторимо. Не спрятать где-нибудь в парке или на площади, а вынести на видное место. Кто сказал, что набережная обязательно должна быть линейной? Тем более что вертикаль в начале проспекта Ленина была бы очень гармонична.
– Насчёт смелых решений. Петербургский бизнесмен предлагает построить в Петрозаводске ветку надземного метро протяжённостью десять километров.
– Любая амбициозная идея интересна. Я за радикальные эксперименты и предложения. Но, скажем, в Европе такие вопросы нахрапом не решают. Недавно мы работали с датчанами, так вот они лет пять только анализировали и проводили предпроектную работу. А предпроектная работа должна быть действительно очень серьёзной, но мы часто на такой работе экономим. Поэтому надо собирать группу специалистов и общественности и анализировать. Что такое городской рельсовый транспорт? Элемент развития. Поэтому проект надземного метро интересен как минимум.
– А вот насчёт новых микрорайонов – они вам нравятся?
– Я понимаю, что многие из них – бюджетное строительство. А поэтому вряд ли возможны привлекательные в архитектурном отношении здания. Но минимально эстетичным жильё должно быть. Мне нравится, когда дизайнеры и архитекторы экспериментируют с цветом. Микрорайон может находиться на окраине, но выглядеть цветасто и жизнерадостно. Тем более что на севере дефицит цвета. Ясно, что строительство должно приносить прибыль, но хотелось бы, чтобы строительные компании создавали нечто грандиозное. Должны быть объекты, которые могут придать городу престиж.